ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Преображенская средняя
общеобразовательная школа № 10
Лазовского муниципального района Приморского края
на 2013 / 2014 учебный год
I.
Краткие сведения о составе и структуре образовательного учреждения, его
основных достижениях и проблемах.
Средняя
общеобразовательная школа № 10 является муниципальным бюджетным учреждением
образования п. Преображение Лазовского района Приморского края. Она
располагается в центре поселка и размещается в одном здании - типовом,
построенном в 1963 году, на 320 ученических мест. В школе имеются 18 кабинетов,
2 спортивных зала, спортивная площадка около школы, столовая, библиотека, медицинский кабинет, кабинет психологической
помощи.
В
настоящее время в школе обучаются в 17-ти классах-комплектах 405 учащихся, в
том числе:
1-я ступень - 165 учащихся (7 классов-комплектов);
2-я ступень - 188 учащихся (8 классов-комплектов);
3-я ступень - 52 учащихся (2 класса-комплекта).
Учебное
заведение имеет двухсменный режим работы:
в первой смене – 349 учащихся
(5-11-е, 1-3-и классы);
во второй смене - 56 учащихся (4-е
классы).
В
образовательном учреждении действует широкая сеть кружков, секций, позволяющих
учитывать занятость учащихся в послеобеденное время.
В
учебно-воспитательной работе с учащимися используются возможности расположенных
недалеко от школы поселковых культурно-спортивных учреждений.
Дом культуры.
На базе него работают кружки спортивного танца, вокальный, где учащиеся
раскрывают свой творческий потенциал.
Детская
школа искусств:
художественное
отделение и музыкальное отделение
ДЮСШ, где учащиеся совершенствуют свои физические возможности
и укрепляют здоровье, являются призерами поселковых, районных и краевых
соревнований.
Публичная
библиотека. Работники библиотеки совместно с
учениками начального и среднего звена проводят тематические утренники и вечера.
Экологический Визит-центр Лазовского
заповедника им. Капланова.
Работники этого центра совместно с учащимися проводят просветительскую,
исследовательскую, проектную деятельность по изучению и охране флоры и фауны
Лазовского района.
Школа
тесно связана с Советом ветеранов и Обществом инвалидов. Учащиеся
готовят для них праздничные представления, оказывают посильную помощь в ведении
хозяйства.
На базе воинских частей № 2020
(п. Преображение) и № 30952 (с. Киевка) проходят военные сборы, в
которых задействованы ученики нашей школы и День призывника для старшеклассников. Ученики начальных
классов ходят на экскурсии, где их знакомят с бытом и службой военнослужащих.
Ежегодно на День пограничника школа готовит подарки и праздничный концерт.
В
школе работает сплоченный, профессионально-компетентный коллектив, состоящий из
30 педагогов. Из них имеют высшее образование - 20 (67%) педагогов, средне-специальное
- 9 (30%) педагогов. Имеют высшую категорию - 13 (43%) учителей, I категорию - 13 (43%) учителей, II категорию - 3 (10%) учителей.
Награждены знаком “Почетный работник РФ” - 3 учителя, “Заслуженный учитель РФ”
- 2 чел.
Школа
ведет активный поиск методических основ использования системного и
личностно-ориентированного подхода педагогической деятельности.
К
числу “сильных” сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно
высокую теоретическую и технологическую подготовку педагогов, существование у
школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных
преобразований в учебно-воспитательном процессе, наличие эффективной
научно-методической поддержки усилий учителей в совершенствовании
образовательной деятельности (консультации учителя могут получить у преподавателей
ПК и РО, ВГУЭС, ДВФУ), благоприятный нравственно-психологический климат в
педагогическом коллективе, высокий уровень общеобразовательной подготовки
выпускников школы.
Последние
годы наблюдаются положительные тенденции в развитии образовательного
учреждения:
-существенно
возросла конкурентоспособность образовательного учреждения (практически
отсутствует отток учащихся в другие школы);
-увеличилось
количество выпускников школы, поступивших в высшее учебное заведение; больших
успехов достигли учащиеся и педагоги школы - участники смотров, конкурсов.
Возрастает процент родителей, которые отдают предпочтение нашей школе для
обучения своих детей.
-более
эффективным стал процесс содействия развитию личности учащихся, формирования их
познавательного, нравственного, коммуникативного и эстетического потенциалов;
-наблюдается
ежегодный рост удовлетворенности учащихся, родителей, педагогов
жизнедеятельностью в школе;
-значительно
обогатился теоретический и методический арсенал педагогического коллектива,
деятельность которого стала более целенаправленной, системной, наукоемкой.
За
высокие достижения в воспитательной работе по нравственному воспитанию учащихся
на народных традициях педагогическому коллективу школы в 1998-2001 годах было
присвоено звание “Школа года Российской Федерации”.
Однако
не все в содержании образовательного процесса в школе устраивает учащихся,
педагогов и родителей. В число основных проблем и недостатков в
учебно-воспитательной работе и жизнедеятельности школьного сообщества следует
отнести:
-еще
не совсем высокий нравственный уровень личности учащихся;
-неудовлетворенность
значительной части школьников отношениями с педагогами;
-недостаточный
учет педагогами индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и
внеклассной воспитательной работе;
-отсутствие
эффективной системы медико-социальной и психолого-педагогической поддержки
устремлений учащихся к самоутверждению, к самореализации, самостоятельному
решению проблем своей жизнедеятельности;
-неразработанность
технологии мониторинга изменений в развитии личности ребенка и формировании
школьных и классных коллективов;
-недостаточное
использование системного подхода при построении воспитательных систем классов.
II.
Теоретико-методологические основы образовательной системы.
Методологическую
основу деятельности по моделированию и построению образовательной системы Школы
нравственности и самовыражения личности учащегося составляют идеи философской и
педагогической антропологии (К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский, Н.И.Пирогов),
научные труды отечественных и зарубежных
ученых - представителей гуманистического направления в психологии и педагогике
(Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинский и др.), публикации о возможностях и условиях
использования личностно ориентированного подхода в педагогической практике,
научные положения о сущности, становлении и развитии педагогических систем
(А.С.Макаренко, Н.Л.Селиванова и др.)
III. Целевые ориентиры, ценностные основы и принципы построения
образовательного процесса в школе.
Ведущий педагогический замысел
моделирования и построения новой образовательной системы связан с желание
педагогов наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого ученика.
Он заключается в создании Школы нравственности и самовыражения личности
учащегося.
Школа нравственности и самовыражения
— это образовательное учреждение, которое реализует следующую цель: эффективно
содействовать актуализации, развитию и проявлению ребенком своих личностных
качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к
нравственной и творческой реализации своих возможностей. Школьное сообщество
создает необходимые условия для развития самоактуализированной личности
ребенка и взрослого.
Школа нравственности и самовыражения
— это учебное заведение, в котором наиболее значимыми ценностями являются
такие, как "самоактуализация", "индивидуальность"',
"субъектность", "выбор", "творчество",
"успех", "доверие".
Ключевыми понятиями создаваемой
системы образования являются:
самовыражение
— процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и
способностей;
личность
— постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая
совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
самоактуализированная личность — человек, осознанно и активно реализующий стремление
стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
субъект
— индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой
в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
субъектность
— качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть
индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания
активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
индивидуальность
— неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных,
особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
Я-концепция
— осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на
основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими
людьми, отношение к себе и к окружающим;
выбор
— осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой
совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей
активности:
педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и
оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с
физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении,
жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т. В Фролова);
системный подход
— методологическая ориентация в деятельности,
при которой объект познания или управления рассматривается как система;
образовательная система — это упорядоченное множество взаимосвязанных
компонентов, взаимодействие которых способствует построению в учебном
заведении педагогически целесообразного процесса развития ребенка;
личностно ориентированный подход - методологическая ориентация в педагогической
деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных
понятий, идей и способов действия обеспечивать и поддерживать процессы
самопроявления, саморазвития и самореализации личности ребенка, развития его
неповторимой индивидуальности. Деятельность и отношения в школе нравственности
и самовыражения строятся на следующих принципах:
1.Принцип
самоактуализации. У каждого ребенка существует
потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных,
художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать
стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально
приобретенных возможностей.
2.Принцип
индивидуальности. Создание условий для формирования
индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности общешкольного и
классных коллективов — это главная задача и магистральное направление развития
школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности
ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести
(постичь) свой образ.
3.Принцип
субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому
человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует
их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку
стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать
формированию и обогащению его субъектного опыта.
4.Принцип
выбора. Без ситуации выбора невозможно
развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей
ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался
в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели,
содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и
жизнедеятельности в классе и школе.
5.Принцип
творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная
творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные
особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству
ребенок выявляет свои способности, узнает о "сильных" сторонах своей
личности. Достижение успеха в том или ином' виде деятельности способствует
формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует
осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и
самостроительству своего "Я".
6.Принцип
доверия и поддержки. Необходимо решительно отказаться от
идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по
характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного
формирования личности ребенка. Надо обогатить арсенал педагогической
деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения
и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений
к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней
требовательности и чрезмерному контролю.
IV. Содержание и организация образовательного процесса
4.1. Содержание и организация
начального общего образования
4.1.1.
Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в
учебно-воспитательной работе с обучающимися на I ступени.
Нравственный (ценностный) потенциал.
Восприятие и понимание учащимися
таких ценностей, как "семья", "школа", "учитель",
"родина", "природа", "дружба со сверстниками",
"уважение к старшим". Потребность выполнять правила для учащихся, умение
различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и
поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и
общественных местах.
Наличие опыта участия в подготовке и
проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и
коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации
жизнедеятельности в классе и школе.
Познавательный потенциал.
Наблюдательность,
активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.
Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности,
готовности к обучению в основной школе.
Коммуникативный потенциал.
Овладение
простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать;
способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям,
животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.
Эстетический потенциал.
Эстетическая
восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде,
наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного
отношения к произведениям искусства.
Физический потенциал.
Соблюдение
режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и
закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и
спортом.
4.1.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
Преображенская
средняя общеобразовательная школа № 10
Лазовского
района Приморского края
на
2013-2014 учебный год
(5-дневная рабочая неделя)
НАЧАЛЬНОЕ
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Недельный учебный план для 1-3-х классов (по ФГОС
НОО)
Предмеые области
|
Учебные предметы
|
Количество часов
|
|
|
|
|
1
класс
|
2
класс
|
3
класс
|
1.
Обязательная часть
|
Филология
|
Русский
язык
|
5
|
5
|
5
|
Литературное
чтение
|
4
|
4
|
4
|
Иностранный язык (Английский
язык)
|
0
|
2
|
2
|
Математика и информатика
|
Математика
|
4
|
4
|
4
|
Обществознание и естествознание
(окружающий мир)
|
Окружающий
мир
|
2
|
2
|
2
|
Искусство
|
Музыка
|
1
|
1
|
1
|
Изобразительное
искусство
|
1
|
1
|
1
|
Технология
|
Технология
|
1
|
1
|
1
|
Физическая культура
|
Физическая
культура
|
3
|
3
|
3
|
ВСЕГО
(обязательная часть)
|
21
|
23
|
23
|
Недельный учебный план
IV класса на 2013/2014 учебный год
учебные предметы
|
4 класс
|
|
и
|
в
|
Русский язык
|
3
|
222
|
Литературное чтение
|
2
|
|
Английский язык
|
2
|
|
Математика
|
4
|
|
Информатика и ИКТ
|
|
|
Основы религиозных культур
|
1
|
|
Окружающий мир
|
2
|
|
Искусство (Музыка)
|
1
|
|
Искусство (ИЗО)
|
1
|
|
Физ-ра
|
3
|
|
Технология (труд)
|
2
|
|
Всего
|
21
|
022
|
Максим. нагр
|
23
|
Примечание: преподавание в 1,2,3 классах ведётся по
новым ФГОС
Учебный план составлен на основе
концепции содержания непрерывного образования. При отборе содержания
образования учитывались следующие дидактические принципы:
•
гуманизации;
•
гуманитаризации;
•оптимального
соотношения вариативного и инвариантного компонентов;
•
непрерывности и поступательности;
•
дифференциации;
•
интеграции;
•
культуросообразности.
Представленные в учебном плане
предметы содержат учебный материал, изучение которого способствует
интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников,
становлению их личности и индивидуальности, формированию умений и навыков
познания и преобразовании самих себя и окружающей действительности.
Современные традиции развития российского государства, необходимость интеграции
России в мировое сообщество обусловили введение в начальной школе изучения
английского языка. Особое значение для развития основных потенциалов личности
учащихся имеют следующие предметы:
-
история, язык и чтение для формирования нравственного (ценностного) и
коммуникативного потенциала;
-музыка,
изобразительное искусство и художественный труд для формирования эстетического
потенциала;
-физическая
культура для формирования физического потенциала;
-все
учебные предметы для формирования познавательного потенциала.
4.1.3.
Учебные программы, используемые в образовательном процессе.
В соответствии с особенностями
детей, пожеланиями родителей и согласно профессионального выбора учителей
образовательный процесс на 1 ступени строится на основе УМК «Школа России»
- традиционные программы для
обучения учащихся 1-4 классов.
Автор
|
Учебники
|
Класс
|
Год
|
Издательство
|
1. Горецкий В.Г. и др
|
“Азбука”
|
1
(1,2 ч.)
|
2011
|
Просвещение
|
2. Горецкий В.Г.
Федосова Н.А.
|
“Прописи”
№
1,2,3,4
|
1
|
2011
|
Просвещение
|
3. Канакина В.П.
Рамзаева Т.Г.
|
“Русский
язык”
«Русский
язык»
|
1
(раб.тет)
2
3
4
|
2011
2011
2013
2008
|
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Дрофа
|
4. Моро М.И. и др.
|
“Математика”
Волкова
С.И. “Тетради”
Волкова
С.И. «проверочные работы»
“Математика”
|
1
(1,2 ч.)
1
(1,2 ч.)
1
2
3
(1,2ч.)
4
(1,2 ч.)
|
2011
2011
2012
2012
2013
2008
|
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
|
5. Плешаков А.А.
|
“Окружающий
мир ”
Рабочая
тетрадь
“Окружающий мир ”
“Окружающий
мир ”
Рабочая
тетрадь
|
1
(1,2 ч.)
1
(1,2 ч.)
2 (1,2 ч.)
3(1,2ч.)
4(1,2ч.)
4
|
2011
2011
2012
2013
2008
|
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
|
6. Данилюк А.Я.
|
«Основы
светской этики»
|
4
|
2012
|
Просвещение
|
7.Климанова Л.Ф.
Климанова Л.Ф.
Голованова М.В.
|
«Литературное
чтение»
«Родная
речь»
|
1
(1,2 ч.)
2(1,2ч.)
3
4
|
2011
2011
2013
2008
|
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Дрофа
|
4.1.4. Организация учебного процесса,
применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы.
Организация учебного процесса в
начальных классах, является фундаментов образовательной системы Школы
нравственности и самовыражения. Успешность реализации инновационного замысла во
многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать
профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:
•
формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом
индивидуальных особенностей учеников;
•
овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений, освоении
азбуки рефлексии и творчества;
•
развитии способности совершать осознанный нравственный выбор в учебных и
других жизненных ситуациях.
Для организации личностно
ориентированного учебного взаимодействия педагоги первой ступени применяют
следующие приёмы и методы:
•
приемы актуализации субьектного опыта учащихся;
•
методы диалога;
•
приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
•
игровые методы;
•
рефлексивные приемы и методы;
•
методы диагностики и самодиагностики.
При осуществлении процесса обучения
младших школьников могут быть использованы и такие педагогические технологии и
методики как:
•
педагогическая мастерская;
•
ТРИЗ;
•
методики продуктивного, кооперативного, проблемного обучения;
•
технология развития критического мышления;
•
методики развивающего обучения;
·
проектная и исследовательская
деятельность и др.
С целью усиления влияния обучения на
формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического
и физического потенциалов личностей младших школьников, на развитие и проявление
их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы проведения
учебных занятий:
•
урок-зкскурсия;
•
урок-путешествие;
•
урок-зачет;
•
урок-соревнование;
•
урок взаимообучение;
•
интегрированный урок;
•
урок-аукцион;
•
урок-игра;
·
урок-сказка.
4.1.5.
Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся
Содержание внеучебной деятельности
учащихся 1-4-х классов обусловлено целевым ориентиром — образом выпускника
начальной школы. Оно направлено на формирование нравственного, познавательного,
коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие
и проявление их индивидуальных особенностей.
Внеучебная деятельность – одна из форм
организации учащихся по таким направлениям:
·
спортивно-оздоровительная;
·
духовно-нравственное;
·
общеинтеллектуальное;
·
общекультурное;
·
социальное.
Содержание
занятий формируется с учётом пожеланий детей и их родителей.
Во
внеучебную деятельность входят выполнение домашних заданий, индивидуальные
занятия учителя с детьми, коррекционная поддержка, индивидуальные и групповые
консультации, кружки, секции, круглые столы, олимпиады, соревнования. В первом
классе отведено 10 часов в неделю на организацию внеучебной деятельности.
В таблице № 2
представлены основное педагогические средства, используемые для развития
потенциалов личности учащегося первой ступени школы.
Таблица 2.
Основные
|
|
потенциалы
личности
|
Традиционные
дела
|
Кружки,
клубы, секции
|
Нравствен-ный
потенциал
|
1. “День знаний”
2. “Посвящение в первоклассники”
3. Традиционная встреча с
ветеранами п. Преображение
4. “Прощай, начальная школа!”
5.“Посылка солдату”
6. Конкурс «Безопасное колесо»
7.Утренники «Моя Родина»
|
|
Познаватель-ный
потенциал
|
1. “День знаний”
2. Предметные недели
|
1. Экологический кружок
2. Краеведческий кружок
|
Коммуника-тивный
потенциал
|
1. “День защитников Отечества”
2. “8 Марта”
3. Классные огоньки
|
|
Эстетический
потенциал
|
1. Новогодний праздник
2. Конкурс рисунков ко “Дню
защитников Отечества”
3. “Здравствуй, Осень!”
4. “Королева листопада”
|
1.Умелые руки
2.Весёлый карандаш
|
Физический
потенциал
|
1. “День здоровья”
2. “День защиты детей”
3. “Зарница”
|
1. Секции ОФП
|
4.2. Содержание и организация
основного общего образования
4.2.1.
Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в
учебно-воспитательной работе с обучающимися на II ступени
Нравственный потенциал
Восприятие и понимание ценностей
"человек", "личность", "индивидуальность",
"труд», "общение", "коллектив", "доверие",
"выбор". Знание и соблюдение традиций школы.
Осознание возможностей, достоинств и
недостатков собственного "я", овладение приемами и методами
самообразовании и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и
способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и
честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия.
Активность и способность проявлять
сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение
планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело,
беседу, игру и т.п.
Познавательный потенциал
Сформированность индивидуального
стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умения
развивать и управлять познавательными процессами личности, способности адекватно
действовать в ситуации выбора на уроке.
Коммуникативный потенциал
Усвоение основ коммуникативной
культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение
навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в
различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту,
ценностным ориентациям и другим признакам.
Эстетический потенциал
Способность видеть и понимать
гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства,
апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном
искусстве.
Физический потенциал
Развитие основных физических
качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости, овладений
простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима
занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать
индивидуальную программу физического совершенствования.
4.2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
Преображенская
средняя общеобразовательная школа № 10
Лазовского
района Приморского края
на 2013-2014 учебный год
(5-дневная рабочая неделя)
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Учебные
предметы
|
Количество
часов в неделю
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII
|
IX
|
ф
|
ш
|
ф
|
ш
|
ф
|
ш
|
ф
|
ш
|
ф
|
ш
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Русский язык
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
1
|
3
|
|
2
|
|
Литература
|
2
|
1
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
3
|
|
Иностранный язык
|
3
|
|
3
|
|
3
|
|
3
|
|
3
|
|
Математика
|
5
|
|
5
|
|
5
|
|
5
|
|
5
|
|
Информатика и ИКТ
|
|
1
|
|
1
|
|
1
|
1
|
|
2
|
|
История
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
Обществознание (включая экономику и право)
|
|
|
1
|
|
1
|
|
1
|
|
1
|
|
География
|
|
|
1
|
1
|
2
|
|
2
|
|
2
|
0,5
|
Природоведение
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Физика
|
|
|
|
|
2
|
|
2
|
|
2
|
0,5
|
Химия
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
2
|
|
Биология
|
|
|
1
|
1
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
Искусство (Музыка и ИЗО)
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
1
|
|
1
|
|
Технология
|
2
|
|
2
|
|
2
|
|
1
|
1
|
|
1
|
Основы безопасности жизнедеятельности
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
Физическая культура
|
3
|
|
3
|
|
3
|
|
3
|
|
3
|
|
Факультатив и групповые занятия
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
1
|
|
1
|
|
1
|
Итого:
|
29
|
30
|
32
|
33
|
33
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной
неделе
|
29
|
30
|
32
|
33
|
33
|
|
|
|
|
|
|
4.2.3.
Учебные программы, используемые в образовательном процессе
Содержание основного общего
образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию
познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой,
физической культуры учащихся.
В приложении образовательной
программе приводится перечень учебных программ и учебников к ним, используемых
при обучении учащихся на второй ступени.
Образовательный
компонент
|
Программа
|
Учебник
|
1
|
2
|
3
|
Филология
|
Русский
язык
|
Н.М.Шанский “Программа по русскому
языку для общеобразовательных школ” МО РФ
|
Ладыженская Т.А., Баранов М.Г.
Русский язык: 5-7 кл. изд.Просвещение,2008
Бархударов С.Г., Крючков С.Е.
Русский язык: 8-9 кл., изд.Просвещение,2008
|
Литература
|
Под редакцией Курдюмовой Т.Ф.
“Программа по литературе для общеобразовательных школ 5-9 класс”
|
Курдюмова Т.Ф. Литература: 5,6,7,9
кл.изд Дрофа,2008
|
Иностранный
язык
|
Программы по английскому языку для
общеобразовательных школ. Изд. ”Дрофа”
|
Кауфман К.И.. Английский-: 5-9 кл.
изд. Титул,2009
|
Математика
и информатика
|
Математика
|
Программа по математике для общеобразовательных
школ.
|
Виленкин Н. Математика: 5а,б
, 6 кл.изд Мнемозина,2006
Макарыче Ю.Н. Алгебра: 7-9 кл.,
изд. Просвещение,2009
Атанасян . Геометрия: 7-9 кл.,изд.
Просвещение,2009
|
Информатика
|
“Программа базового курса для школ
Приморского края”, Владивосток, 2010 г.
|
Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ», 5
класс, «Бином», 2010-2013гг.
Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ», 6
класс, «Бином», 2011-2013гг.
Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ»,
7,8,9 класс, «Бином», 2011-2013гг.
|
Обществознание
|
История
|
Программа по истории для
общеобразовательных школ 5-9 классы.
|
Соколов Я.В. Граждановедение: 5
кл.
Вигосил А.А. История Древнего
мира: 5 кл
История Средних веков. История
Отечества. История России: 6 кл., изд. Просвещение,2010
Пчёлов Е.В. История России,
7кл.изд. Русское слово,2010
Данилов А.А. История России: 8-9
кл., изд. Дрофа,2010
Загладин Н.В. Всеобщая история,
изд. Русское слово,2010
История Приморского края: 9 кл.
|
Обществознание
|
Программа по обществознанию для
общеобразовательных школ 6-9 классы.
|
Кравченко А.И. Обществознание: 8-9
кл, изд. Русское слово,2010.
|
Естествознание
|
География
|
Программа по географии для
общеобразовательных школ 6-9 классы.
|
Герасимова Т.П. Начальный курс
географии, 6кл.изд. Дрофа,2010
Коринская В.А., Душина И.В.
География материков: 7 кл., изд.Дрофа,2010
Алексеев А.И. Природа и население
России: 8 кл. 1 книга, изд.Дрофа,2010
Алексеев А.И. Хозяйство и
географичес-кие районы России: 9 кл. 2 книга, изд.Дрофа,2010
Бакланов П.Я. География
Приморского края: 8-9 кл. изд. Уссури,2005
|
Биология
|
Программа по биологии для
общеобразовательных школ 6-9 классы. Программа по природоведению для
общеобразовательных школ 5 класс.
|
Плешаков А.А. Природоведение: 5
кл, изд. Дрофа,2010
Пасечник. Биология: 6 кл., изд.
Дрофа,2010
Сонин Биология: 7 кл.
изд.Дрофа,2008
Сонин. Биология: 8 кл.,
изд.Дрофа,2008
МамонтовС.Г.. Биология: 9 кл.,
изд.Дрофа,2008
|
Химия
|
Программы по химии для
общеобра-зовательных школ 8-9 классы. Изд. ”Дрофа”
|
Габриелян О.С.Химия: 8-9 кл., изд.
Дрофа,2008
|
Физика
|
Программы по физике для
общеоб-разовательных школ 7-9 классы. Изд. ”Дрофа”
|
Пёрышкин. Физика: 7 кл.,
изд.Дрофа,2008
Перышкин. Физика: 8 кл.,
изд.Дрофа,2008
Пёрышкин. Физика: 9 кл.,
изд.Дрофа,2008
|
Физкультура
и ОБЖ
|
Физкультура
|
Программа по физической культуре
для общеобразовательных школ 1-9 классы.
|
Лях В.И. Физическая культура: 5-9
кл., «Просвещение», 2010 г.
|
ОБЖ
|
Программа по ОБЖ для
общеобразовательных школ 5-9 классы.
|
Смирнов А.Т. ОБЖ: 8 кл.,
Просвещение, 2009
|
4.2.4.
Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии,
формы, методы и приемы
Учебный процесс второй ступени
обучения строится на основе принципов личностно ориентированного подхода.
Главным предметов учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс
формирования индивидуальности ребенка Усилия педагогического коллектива
направляются на реализацию индивидуальных образовательных потребностей
учащихся и их права выбора уровня освоения образовательной программы, темпа
учебной деятельности, выполняемых заданий на уроке и дома. Учителями
используются следующие приемы и методы построения личностно ориентированного
педагогического взаимодействия:
•
приемы актуализации субъектного опыта учащихся (опора на житейский опыт ребенка
или на ранее приобретенные им знания в учебном процессе, "вызов" у
учащихся ассоциаций по отношению к новому понятию, формирование отчетливого
осознания границы между известным и неизвестным и др.);
•
методы диалога и полилога;
•
приемы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора, свободного
или ограниченного учителем;
•
игровые методы;
•
рефлексивные приемы и методы;
•
методы диагностики и самодиагностики.
Педагогические технологии развития
критического мышления, дифференцированного, проблемного, продуктивного
обучения, педагогические мастерские дебаты, интегральная и модульная технологии
образуют технологический компонент учебных занятий в 5-9-х классах.
Основными формами организации уроков
являются практикум, зачет, лекция (8-9-е классы), семинар, лабораторная работа,
дидактическая игра, При проектировании и построении педагогического
взаимодействия на уроке учитель опирается на положения разработанной в школе
памятки "Характерные черты личностно ориентированного урока». Соблюдение
этих положений позволяет обеспечить личностно ориентированную направленность
учебных занятий.
На второй ступени обучения
функционирует система коррекционной поддержки личности школьников, состоящая
из следующих компонентов:
•
внутриклассная дифференциация и индивидуализация обучения на уроке;
•
коррекционная деятельность на факультативных, групповых и индивидуальных
занятиях;
•
деятельность психологической службы по коррекции ситуации развития личности
школьника;
•
диагностическое изучение процесса интеллектуального, нравственного и
физического развития учащихся;
•
создание оптимальных условий для самореализации учащихся и педагогов.
4.2.5.
Содержание и организация внеучебиой деятельности учащихся
Главным целевым ориентиром при
определении содержания и способов организации внеучебной деятельности учащихся
5-9-х классов является образ выпускника основной школы. Для формирования
желаемых интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств ребенка
целесообразно использовать следующие педагогические средства.
Таблица 4.
Основные
|
|
|
потенциалы
личности
|
Традиционные
дела
|
Кружки,
клубы, секции
|
Нравственный
потенциал
|
1.“День знаний”
2. Традиционная встреча с
ветеранами п. Преображение
3. Операция “Посылка солдату”
4. Уроки мужества
5. Классные часы для мальчиков.
6. Классные часы для девочек.
7.КТД «Планета вежливости»
8.КТД Истоки народного творчества
9.Конкурс «Безопасное колесо»
|
Краеведческий кружок на базе музея
|
Познавательный
потенциал
|
1. Предметные недели, олимпиады,
тематические вечера
2. Коллективные творческие дела
познавательной деятельности.
|
1. Экологический кружок
|
Коммуникативный
потенциал
|
1. Новогодний праздник
2. “8 Марта”
3. “День наоборот”
4. Вечера отдыха
|
|
Эстетический
потенциал
|
1. Конкурс “Природа и фантазия”
2. Неделя труда
3. Конкурс “Приморская весна”
4. Конкурс рисунков “Золотая
осень”
5. “День Земли”
6. Фотоконкурс «Я вижу мир»
7.Театральная неделя
|
|
Здоровье-
сберегающий потенциал
|
1. “День здоровья”
2. “День защиты детей”
3. “Зарница”
4. “День спорта”
5.Акция «Жизнь без наркотиков»
5.Спортивные соревнования по н.
теннису, волейболу, баскетболу, бадминтону, футболу, шашкам, шахматам.
|
1. Секции волейбола, баскетбола,
н/тенниса, борьбы, легкой атлетики, хоккея.
|
Роль системообразующего фактора на
второй ступени обучения выполняет коллективная творческая деятельность. За
многие годы в школе накопились разнообразные формы и способы ее организации, в
основе которой лежит интеграция учебной и внеклассной работы. Однако раньше
акцент при подготовке и проведении КТД делался на сплочении школьного и
классных коллективов, а в настоящее время ставится задача использовать
возможности коллективной творческой деятельности для проявления и развития
индивидуальности ребенка.
Основными формами организации
воспитательного процесса являются коллективные творческие дела,
интеллектуальные игры, конкурсы, выставки, праздники, вечера, соревнования.
При их подготовке и проведении используется приемы и методы актуализации
субъектного опыта учащихся, создания ситуаций выбора и успеха, индивидуальной и
коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности. Обеспечивается
развитие самоуправленческих начал. Учащиеся 5-9-х классов не только являются
субъектами управления жизнедеятельностью в классах коллектива, но и участвуют
в работе Ученического совета школы.
4.3. Содержание и организация
среднего (полного) общего образования
4.3.1.
Образ выпускника 11-го класса как главный целевой ориентир в
учебно-воспитательной работе с обучающимися на Ш ступени.
Нравственный
потенциал. Осмысление целей и смысла своей
жизни.
Усвоение ценностей “отечество”,
"культура", “любовь”, "творчество",
"самоактуализация”, "субъектность". Наличие чувства гордости за
принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных
положений Конституции Российской Федерации. Понимание сущности нравственных
качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии,
проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность,
порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных
возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному
самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни,
Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками.
Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
Познавательный потенциал. Наличие желания и
готовности продолжать обучение после школы, потребность в углубленном изучении
избранной области знаний, их самостоятельном добывании, принятие участия в
олимпиадах, конкурсах.
Коммуникативный потенциал. Сформированность индивидуального стиля общения;
владение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способности
поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в
общении и отношениях свою и чужую агрессию.
Эстетический потенциал. Умение
строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в
посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в
учебной, трудовой любимой досуговой деятельности, поведении и отношениях с
окружающими; проявление индивидуального своеобразия в восприятии и созидании
красоты.
Физический
потенциал. Стремление к физическому совершенству;
умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди
сверстников и младших школьников; привычка ежедневно заниматься физическими
упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и
эмоционального состояния.
4.3.2. УЧЕБНЫЙ
ПЛАН
Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
Преображенская
средняя общеобразовательная школа № 10
Лазовского
района Приморского края
на 2013-2014 учебный год
(5-дневная рабочая неделя)
СРЕДНЕЕ
(ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Учебные
предметы
|
Количество
часов в неделю
|
X
|
XI
|
ф
|
ш
|
ф
|
ш
|
Русский язык
|
1
|
1
|
1
|
|
Литература
|
3
|
1
|
3
|
1
|
Иностранный язык
|
3
|
|
3
|
|
Математика
|
4
|
1
|
4
|
1
|
Информатика и ИКТ
|
1
|
|
1
|
|
История
|
2
|
|
2
|
1
|
Обществознание
|
1
|
|
1
|
|
Экономика
|
0,5
|
|
0,5
|
|
Право
|
0,5
|
|
0,5
|
|
География
|
1
|
|
1
|
|
Физика
|
2
|
1
|
2
|
1
|
Химия
|
2
|
|
1,5
|
|
Биология
|
1
|
|
1,5
|
|
Искусство (МХК)
|
1
|
|
1
|
|
Технология
|
1
|
|
1
|
|
Физическая культура
|
3
|
|
3
|
|
Основы безопасности жизнедеятельности
|
1
|
|
1
|
|
Элективные курсы
|
|
2
|
|
2
|
ИТОГО:
|
34
|
34
|
Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка при 5-дневной учебной неделе
|
34
|
34
|
|
|
|
4.3.3. Учебные программы и пособия,
используемые в образовательном процессе.
Процесс освоения учащимися
инвариантного компонента содержания образования обеспечивается следующими
программно-учебными комплексами.
Образовательный
компонент
|
Программа
|
Учебник
|
|
1
|
2
|
3
|
|
Филология
|
|
|
Русский
язык
|
Н.М.Шанский “Программа по русскому
языку для общеобразовательных школ 10-11 классы” МО РФ
|
Гольцова Н.Г. Русский язык: 10-11
кл., изд. «Русское слово», 2009
|
|
Литература
|
Под редакцией Курдюмовой Т.Ф.
“Программа по литературе для общеобразовательных школ 10-11 классы.”
|
Лебедев Ю.В. Русская литература 19
в.: 1-2 ч.: 10 кл.,Просвещение,2008
Журавлёв В.П. Русская литература
20 в.: 2 ч. 11 кл., Просвещение,2008
|
|
Иностранный
язык
|
Программа для общеобразовательных
школ по английскому языку 10-11 классы
|
Кауфман и Кауффман. Счастливый
английский-3: 10-11 кл., изд. Титул,2010
|
|
Математика
и информатика
|
|
|
Математика
|
Программа по математике для
общеобразовательных школ 10-11 классы.
|
Мордкович: 10-11 кл.,
изд.Мнемозина,2010
Атанасян, Геометрия: 10-11
кл.,Просвещение,2005
|
|
Информатика
|
“Программа базового курса для школ
Приморского края”, Владивосток, 2010г.
|
Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ»,
10-11 класс, «Бином», 2011-2013гг.
|
|
Обществознание
|
|
|
История
|
Программы по истории для
общеобразовательных школ 10-11 классы.
|
Алексашин. Новейшая история 20 в.:
10-11 кл.
Алексашин. Новая история: 11 кл.
Клоков. История России 19 в.: 11
кл.
Сахаров А.Н. История России: 10
кл., изд. Просвещение, 2010г.
Загладин Н.В.. История Отечетсва:
11 к, изд.русское слово, 2010г.
|
|
Обществознание
|
Программа по обществознанию для
общеобразовательных школ.
|
Боголюбов Л.Н. Человек и общество:
10-11 кл.
изд. Просвещение, 2008г.
Никитин А.Ф. Основы государства и
права, изд. Дрофа, 2008г.
|
|
Естествознание
|
|
|
География
|
Программа по географии для
общеобразовательных школ 10-11 классы.
|
Максаковский В.П. “Экономическая и
социальная география мира”: 10-11 кл., Прсвещение,2010г.
|
|
Биология
|
Программа по биологии для
общеобразовательных школ 10-11 классы.
|
Сивоглазов В.И.. Общая биология:
10-11 кл.,
изд. Дрофа,2010г.
|
|
Химия
|
Программы по химии для
общеобра-зовательных школ 10-11 классы. Изд.”Дрофа”
|
Габриелян О.С. Химия: 10-11 кл.,
изд. Дрофа, 2008г.
|
|
Физика
|
Программы по физике для
общеоб-разовательных школ 10-11 классы. Изд.”Дрофа”
|
Тихомирова С.А.. Физика: 10 кл.,
изд. Мнемозина, 2010г.
Мякишев Г.Я., Физика,11кл., «Просвещение»,
2009г.
Рымкевич А.П. Сборник задач.
|
|
Физкультура
и ОБЖ
|
|
|
Физкультура
|
Программа по физической культуре
для общеобразовательных школ.
|
Лях В.И. Физическая культура:
10-11 кл., «Просвещение», 2010г.
|
|
ОБЖ
|
Программа по математике для
общеобразовательных школ.
|
Топоров И.К. ОБЖ: 10-11 кл.
|
|
Технология
|
|
|
Экономика
|
Программа по математике для
общеобразовательных школ.
|
Липсиц И.В. Экономика, кн. 1-2,
изд. “Вита-ПРЕСС”, 2010 г.
|
|
4.3.4.
Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии,
формы, методы и приемы.
Избрав личностно ориентированный
подход в качестве ведущей методологической ориентации, учителя 10-11-х классов
организуют процесс обучения в соответствии с принципами самоактуализации,
индивидуальности, субъектности, выбора, творчества, доверия и поддержки.
Технологический арсенал их педагогической деятельности составляют формы, методы
и приемы, которые соответствуют таким требованиям, как:
•
диалогичность;
•
деятельностно-творческий характер;
•устремленность
на установление отношений сотрудничества в учебном взаимодействии;
•
направленность на поддержку развития субъектных качеств и индивидуальности
учащегося;
•предоставление
ученику необходимого пространства для творчества, самостоятельности, осуществления
личностно значимого выбора.
В процессе обучения старшеклассников
используются следующие приемы и методы:
•
приемы актуализации субъектного опыта учащихся;
•
методы диалога и полилога;
•
приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
•
игровые методы;
•
методы диагностики и самодиагностики. Лекция, семинар, лабораторная работа,
аукцион, деловая игра, практикум, зачет, проектная и исследовательская
деятельность являются основными формами организации учебных занятий в старших
классах.
4.3.5.
Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся
Внеучебная деятельность призвана
расширить возможности педагогического влияния на формирование нравственного,
познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов
личности старшеклассника (см. табл. №6).
На третьей ступени общего
образования приоритетным видом деятельности является познавательно-профессиональная.
Ей принадлежит роль системообразующего фактора в построении системы воспитания
старшеклассников. Не случайно интеллектуальные игры и конкурсы, конференции,
предметные олимпиады, недели, вечера относятся к разряду основных форм
организации процесса воспитания учащихся 10-11-х классов. Участие
старшеклассников в познавательно-профессиональной деятельности должно не
только способствовать обогащению их представлений об окружающем социальном и
природном мире, но и содействовать личностно-профессиональному самоопределению.
Таблица 6
Основные
|
|
|
потенциалы
личности
|
Традиционные
дела
|
Кружки,
клубы, секции
|
Нравственный
потенциал
|
1.“День знаний”
2. Традиционная встреча с
ветеранами п. Преображение
3. День Учителя
4. Операция “Посылка солдату”
5. “Последний звонок”
6. Выпускной вечер
|
Совет старшеклассников
|
Познавательный
потенциал
|
1. Предметные недели, олимпиады,
вечера
2. Коллективные творческие дела
познавательной деятельности.
3. КВН
4.Исследования и проекты
5.Экскурсии на предприятия посёлка
|
|
Коммуникативный
потенциал
|
1. Новогодний праздник
2. “8 Марта”
3. “День наоборот”
4. Вечера отдыха
5. “День защитников Отечества”
6. Конкурс бардовской песни
7.Мероприятия по профориентации
школьников
8.Встречи со специалистами разных
профессий
9. Посещение Дней открытых дверей
в учебных заведениях.
|
|
Эстетический
потенциал
|
1. Неделя труда
3. Конкурс “Приморская весна”
4. “День Земли”
5. Театральная неделя
6. Фотоконкурс «Я вижу мир»
|
|
Здоровье-сберегающий
потенциал
|
1. “День здоровья”
2. “День защиты детей”
3. “Зарница”
4. “День спорта”
5. Эстафеты
6. Беседы по профилактике
наркомании и алкоголизма
|
1. Секции волейбола, баскетбола,
н/тенниса, борьбы, легкой атлетики, хоккея.
|
Значительно расширяется пространство для
проявления творческой активности учащихся10-11-х классов в жизнедеятельности
школы. Свою субъектность, креативность и индивидуальность они могут проявлять в
жизни не только класса, но и всего школьного сообщества. По сравнению с другими
возрастными группами школьников старшеклассники имеют наибольшее
представительство в органах школьного самоуправления - Совете школы и
Ученическом совете.