ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения

Преображенская средняя общеобразовательная школа № 10

Лазовского муниципального района Приморского края

на 2013 / 2014 учебный год

 

I. Краткие сведения о составе и структуре образовательного учреждения, его основных достижениях и проблемах.

            Средняя общеобразовательная школа № 10 является муниципальным бюджетным учреждением образования п. Преображение Лазовского района Приморского края. Она располагается в центре поселка и размещается в одном здании - типовом, построенном в 1963 году, на 320 ученических мест. В школе имеются 18 кабинетов, 2 спортивных зала, спортивная площадка около школы, столовая, библиотека,  медицинский кабинет, кабинет психологической помощи.

            В настоящее время в школе обучаются в 17-ти классах-комплектах 405 учащихся, в том числе:

1-я ступень - 165 учащихся (7 классов-комплектов);

2-я ступень - 188 учащихся (8 классов-комплектов);

3-я ступень - 52 учащихся (2 класса-комплекта).

            Учебное заведение имеет двухсменный режим работы:

в первой смене – 349 учащихся (5-11-е, 1-3-и классы);

во второй смене - 56 учащихся (4-е классы).

            В образовательном учреждении действует широкая сеть кружков, секций, позволяющих учитывать занятость учащихся в послеобеденное время.

            В учебно-воспитательной работе с учащимися используются возможности расположенных недалеко от школы поселковых культурно-спортивных учреждений.

Дом  культуры. На базе него работают кружки спортивного танца, вокальный, где учащиеся раскрывают свой творческий потенциал.

Детская школа искусств:

художественное отделение и  музыкальное отделение

ДЮСШ, где учащиеся совершенствуют свои физические возможности и укрепляют здоровье, являются призерами поселковых, районных и краевых соревнований.

Публичная библиотека. Работники библиотеки совместно с учениками начального и среднего звена проводят тематические утренники и вечера.

Экологический Визит-центр Лазовского заповедника им. Капланова. Работники этого центра совместно с учащимися проводят просветительскую, исследовательскую, проектную деятельность по изучению и охране флоры и фауны Лазовского района.

Школа тесно связана с Советом ветеранов и Обществом инвалидов. Учащиеся готовят для них праздничные представления, оказывают посильную помощь в ведении хозяйства.

На базе воинских частей № 2020 (п. Преображение) и № 30952 (с. Киевка) проходят военные сборы, в которых задействованы ученики нашей школы и День призывника  для старшеклассников. Ученики начальных классов ходят на экскурсии, где их знакомят с бытом и службой военнослужащих. Ежегодно на День пограничника школа готовит подарки и праздничный концерт.

 

            В школе работает сплоченный, профессионально-компетентный коллектив, состоящий из 30 педагогов. Из них имеют высшее образование - 20 (67%) педагогов, средне-специальное - 9 (30%) педагогов. Имеют высшую категорию - 13 (43%) учителей, I категорию - 13 (43%) учителей, II категорию - 3 (10%) учителей. Награждены знаком “Почетный работник РФ” - 3 учителя, “Заслуженный учитель РФ” - 2 чел.

            Школа ведет активный поиск методических основ использования системного и личностно-ориентированного подхода педагогической деятельности.

            К числу “сильных” сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую и технологическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, наличие эффективной научно-методической поддержки усилий учителей в совершенствовании образовательной деятельности (консультации учителя могут получить у преподавателей ПК и РО, ВГУЭС, ДВФУ), благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников школы.

            Последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии образовательного учреждения:

            -существенно возросла конкурентоспособность образовательного учреждения (практически отсутствует отток учащихся в другие школы);

            -увеличилось количество выпускников школы, поступивших в высшее учебное заведение; больших успехов достигли учащиеся и педагоги школы - участники смотров, конкурсов. Возрастает процент родителей, которые отдают предпочтение нашей школе для обучения своих детей.

            -более эффективным стал процесс содействия развитию личности учащихся, формирования их познавательного, нравственного, коммуникативного и эстетического потенциалов;

            -наблюдается ежегодный рост удовлетворенности учащихся, родителей, педагогов жизнедеятельностью в школе;

            -значительно обогатился теоретический и методический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной, системной, наукоемкой.

            За высокие достижения в воспитательной работе по нравственному воспитанию учащихся на народных традициях педагогическому коллективу школы в 1998-2001 годах было присвоено звание “Школа года Российской Федерации”.

            Однако не все в содержании образовательного процесса в школе устраивает учащихся, педагогов и родителей. В число основных проблем и недостатков в учебно-воспитательной работе и жизнедеятельности школьного сообщества следует отнести:

            -еще не совсем высокий нравственный уровень личности учащихся;

            -неудовлетворенность значительной части школьников отношениями с педагогами;

            -недостаточный учет педагогами индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и внеклассной воспитательной работе;

            -отсутствие эффективной системы медико-социальной и психолого-педагогической поддержки устремлений учащихся к самоутверждению, к самореализации, самостоятельному решению проблем своей жизнедеятельности;

            -неразработанность технологии мониторинга изменений в развитии личности ребенка и формировании школьных и классных коллективов;

            -недостаточное использование системного подхода при построении воспитательных систем классов.

II. Теоретико-методологические основы образовательной системы.

            Методологическую основу деятельности по моделированию и построению образовательной системы Школы нравственности и самовыражения личности учащегося составляют идеи философской и педагогической антропологии (К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский, Н.И.Пирогов), научные труды отечественных  и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинский и др.), публикации о возможностях и условиях использования личностно ориентированного подхода в педагогической практике, научные положения о сущности, становлении и развитии педагогических систем (А.С.Макаренко, Н.Л.Селиванова и др.)

 

III. Целевые ориентиры, ценностные основы и принципы построения образовательного процесса в школе.

            Ведущий педагогический замысел моделирования и построения новой образовательной системы связан с желание педагогов наиболее полно раскрыть воз­можности и способности каждого ученика. Он заклю­чается в создании Школы нравственности и самовыражения личности учащегося.                      

            Школа нравственности и самовыражения — это образовательное уч­реждение, которое реализует следующую цель: эф­фективно содействовать актуализации, развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к нравственной и творческой реализа­ции своих возможностей. Школьное сообщество со­здает необходимые условия для развития самоактуализированной личности ребенка и взрослого.

            Школа нравственности и самовыражения — это учебное заведение, в котором наиболее значимыми ценностями являются такие, как "самоактуализация", "индивидуальность"', "субъектность", "выбор", "творчество", "успех", "до­верие".

            Ключевыми понятиями создаваемой системы образования являются:

самовыражение — процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и спо­собностей;

личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокуп­ность свойств индивида и характеризующее соци­альную сущность человека;

самоактуализированная личность — человек, осоз­нанно и активно реализующий стремление стать са­мим собой, наиболее полно раскрыть свои возмож­ности и способности;

субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действитель­ности;

субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуаль­ным или групповым субъектом и выражающееся ме­рой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них еди­ничных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

Я-концепция — осознаваемая и переживаемая чело­веком система представлений о самом себе, на ос­нове которой он строит свою жизнедеятельность, вза­имодействие с другими людьми, отношение к себе и к окружающим;

выбор — осуществление человеком или группой воз­можности избрать из некоторой совокупности наибо­лее предпочтительный вариант для проявления сво­ей активности:

педагогическая поддержка — деятельность педа­гогов по оказанию превентивной и оперативной по­мощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жиз­ненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т. В Фролова);

системный подход — методологическая ориентация в деятельности, при которой объект познания или уп­равления рассматривается как система;

образовательная система — это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует построению в учеб­ном заведении педагогически целесообразного процесса развития ребенка;

личностно ориентированный подход - методоло­гическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимо­связанных понятий, идей и способов действия обес­печивать и поддерживать процессы самопроявления, саморазвития и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Деятельность и отношения в школе нравственности и самовыражения строятся на следующих принципах:

1.Принцип самоактуализации. У каждого ребенка существует потребность в актуализации своих интел­лектуальных, коммуникативных, художественных и фи­зических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

            2.Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности уча­щегося и педагога, уникальности общешкольного и классных коллективов — это главная задача и магистральное направление развития школьного сообще­ства. Необходимо не только учитывать индивидуаль­ные особенности ребенка или взрослого, но и вся­чески содействовать их дальнейшему развитию. Каж­дый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

            3.Принцип субъектности. Индивидуальность при­суща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Сле­дует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

            4.Принцип выбора. Без ситуации выбора невозмож­но развитие индивидуальности и субъектности, само­актуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспи­тывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержа­ния, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

            5.Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особеннос­ти учащегося и уникальность учебной группы. Благо­даря творчеству ребенок выявляет свои способнос­ти, узнает о "сильных" сторонах своей личности. До­стижение успеха в том или ином' виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего "Я".

            6.Принцип доверия и поддержки. Необходимо решительно отказаться от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Надо обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и вос­питания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и са­моутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

 

IV. Содержание и организация образовательного процесса

4.1. Содержание и организация начального общего образования

4.1.1. Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитатель­ной работе с обучающимися на I ступени.

Нравственный (ценностный) потенциал.

            Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как "семья", "школа", "учитель", "родина", "природа", "дружба со сверстниками", "уважение к старшим". Потребность выполнять правила для учащихся, уме­ние различать хорошие и плохие поступки людей, пра­вильно оценивать свои действия и поведение одно­классников, соблюдать порядок и дисциплину в шко­ле и общественных местах.

            Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.

 

Познавательный потенциал.

            Наблюдательность, активность и прилежание в учеб­ном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в ос­новной школе.

Коммуникативный потенциал.

            Овладение простейшими коммуникативными умени­ями и навыками: умение говорить и слушать; способ­ность сопереживать, сочувствовать, проявлять вни­мание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.

Эстетический потенциал.

            Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, нали­чие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведе­ниям искусства.

Физический потенциал.

            Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и зака­ленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

      4.1.2                                         УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Преображенская средняя общеобразовательная школа № 10

Лазовского района Приморского края

на 2013-2014 учебный год

(5-дневная рабочая неделя)

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Недельный учебный план для 1-3-х классов (по ФГОС НОО)

Предмеые области

 

Учебные предметы

Количество часов

 

 

 

 

1 класс

2 класс

3 класс

1. Обязательная часть

Филология

Русский язык

5

5

5

Литературное чтение

4

4

4

Иностранный язык (Английский язык)

0

2

2

Математика и информатика

Математика

4

4

4

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Окружающий мир

2

2

2

Искусство

Музыка

1

1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

Технология

Технология

1

1

1

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

ВСЕГО (обязательная часть)

21

23

23

 

Недельный учебный план IV класса на 2013/2014 учебный год

учебные предметы

4 класс

 

и

в

Русский язык

3

222

Литературное чтение

2

 

Английский язык

2

 

Математика

4

 

Информатика и ИКТ

 

 

Основы религиозных культур

1

 

Окружающий мир

2

 

Искусство (Музыка)

1

 

Искусство (ИЗО)

1

 

Физ-ра

3

 

Технология (труд)

2

 

Всего

21

022

Максим. нагр

23

 

Примечание: преподавание в 1,2,3 классах ведётся по новым ФГОС   

            Учебный план составлен на основе концепции содер­жания непрерывного образования. При отборе содер­жания образования учитывались следующие дидактические принципы:

• гуманизации;

• гуманитаризации;

•оптимального соотношения вариативного и инва­риантного компонентов;

• непрерывности и поступательности;

• дифференциации;

• интеграции;

• культуросообразности.

            Представленные в учебном плане предметы содержат учебный материал, изуче­ние которого способствует интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школь­ников, становлению их личности и индивидуальнос­ти, формированию умений и навыков познания и преоб­разовании самих себя и окружающей действительности. Современные традиции развития российского государства, необходимость интеграции России в мировое сообщество обусловили введение в начальной школе изучения английского языка. Особое значение для развития основных потенциалов личности учащихся имеют следующие предметы:

- история, язык и чтение для формирования нрав­ственного (ценностного) и коммуникативного потенциала;

-музыка, изобразительное искусство и художественный труд для формирования эстетического потенциала;

-физическая культура для формирования физического потенциала;

-все учебные предметы для формирования познавательного потенциала.

 

4.1.3. Учебные программы, используемые в образовательном процессе.

            В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессионального выбора учителей образовательный процесс на 1 ступени строится на основе УМК «Школа России»

            - традиционные программы для обучения учащихся 1-4 классов.

 

Автор

Учебники

Класс

Год

Издательство

1. Горецкий В.Г. и др

“Азбука”

1 (1,2 ч.)

2011

Просвещение

2. Горецкий В.Г.

    Федосова Н.А.

“Прописи”

№ 1,2,3,4

1

2011

Просвещение

3. Канакина В.П.

 

Рамзаева  Т.Г.

“Русский язык”

 

«Русский язык»

1 (раб.тет)

2

3

4

2011

2011

2013

2008

Просвещение

Просвещение

Просвещение

Дрофа

4. Моро М.И. и др.

“Математика”

Волкова С.И. “Тетради”

Волкова С.И. «проверочные работы»

“Математика”

 

1 (1,2 ч.)

1 (1,2 ч.)

1

 

2

3 (1,2ч.)

4 (1,2 ч.)

2011

2011

2012

 

2012

2013

2008

Просвещение

Просвещение

 Просвещение

 

Просвещение

 Просвещение

Просвещение

5. Плешаков А.А.

“Окружающий мир ”

Рабочая тетрадь

     “Окружающий мир ”

 

“Окружающий мир ”

Рабочая тетрадь

1 (1,2 ч.)

1 (1,2 ч.)

       2 (1,2 ч.)

3(1,2ч.)

4(1,2ч.)

4

2011

2011

2012

2013

 

2008

Просвещение

Просвещение

Просвещение

Просвещение

Просвещение

Просвещение

6. Данилюк А.Я.

«Основы светской этики»

4

2012

Просвещение

7.Климанова Л.Ф.

 

     Климанова Л.Ф.

 Голованова М.В.

«Литературное чтение»

 

«Родная речь»

1 (1,2 ч.)

2(1,2ч.)

3

4

2011

2011

2013

2008

Просвещение

Просвещение

Просвещение

Дрофа

 

          4.1.4. Организация учебного процесса, приме­няемые в нем педагогические технологии, фор­мы, методы и приемы.

            Организация учебного процесса в начальных классах, является фундаментов образовательной системы Школы нравственности и самовыражения. Успешность реализации инновационного замысла во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:

• формировании у них основных компонентов учеб­ной деятельности с учетом индивидуальных особен­ностей учеников;

• овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отно­шений, освоении азбуки рефлексии и творчества;

• развитии способности совершать осознанный нрав­ственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях.

            Для организации личностно ориентированного учеб­ного взаимодействия педагоги первой ступени при­меняют следующие приёмы и методы:

• приемы актуализации субьектного опыта учащихся;

• методы диалога;

• приемы создания ситуации коллективного и инди­видуального выбора;

• игровые методы;

• рефлексивные приемы и методы;

• методы диагностики и самодиагностики.

            При осуществлении процесса обучения младших школьников могут быть использованы и такие педа­гогические технологии и методики как:

• педагогическая мастерская;

• ТРИЗ;

• методики продуктивного, кооперативного, проблем­ного обучения;

• технология развития критического мышления;

• методики развивающего обучения;

·        проектная и исследовательская деятельность и др.

            С целью усиления влияния обучения на формирова­ние познавательного, нравственного, коммуникатив­ного, эстетического и физического потенциалов лич­ностей младших школьников, на развитие и проявле­ние их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы проведения учебных занятий:

• урок-зкскурсия;

• урок-путешествие;

• урок-зачет;

• урок-соревнование;

• урок взаимообучение;

• интегрированный урок;

• урок-аукцион;

• урок-игра;

·        урок-сказка.

 

 

4.1.5. Содержание и организация внеучебной де­ятельности учащихся

            Содержание внеучебной деятельности учащихся 1-4-х классов обусловлено целевым ориентиром — об­разом выпускника начальной школы. Оно направле­но на формирование нравственного, познавательно­го, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.

             Внеучебная деятельность – одна из форм организации учащихся по таким направлениям:

·        спортивно-оздоровительная;

·        духовно-нравственное;

·        общеинтеллектуальное;

·        общекультурное;

·        социальное.

Содержание занятий формируется с учётом пожеланий детей и их родителей.

Во внеучебную деятельность входят выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия учителя с детьми, коррекционная поддержка, индивидуальные и групповые консультации, кружки, секции, круглые столы, олимпиады, соревнования. В первом классе отведено 10 часов в неделю на организацию внеучебной деятельности.

            В таблице № 2 представлены основное педагогичес­кие средства, используемые для развития потенциалов личности учащегося первой ступени школы.

 

Таблица 2.

Основные

 

потенциалы личности

Традиционные дела

Кружки, клубы, секции

Нравствен-ный потенциал

1. “День знаний”

2. “Посвящение в первоклассники”

3. Традиционная встреча с ветеранами п. Преображение

4. “Прощай, начальная школа!”

5.“Посылка солдату”

6. Конкурс «Безопасное колесо»

7.Утренники «Моя Родина»

 

Познаватель-ный потенциал

1. “День знаний”

2. Предметные недели

1. Экологический кружок

2. Краеведческий кружок

Коммуника-тивный потенциал

1. “День защитников Отечества”

2. “8 Марта”

3. Классные огоньки

 

Эстетический потенциал

1. Новогодний праздник

2. Конкурс рисунков ко “Дню защитников Отечества”

3. “Здравствуй, Осень!”

4. “Королева листопада”

1.Умелые руки

2.Весёлый карандаш

Физический потенциал

1. “День здоровья”

2. “День защиты детей”

3. “Зарница”

1. Секции ОФП

 

4.2. Содержание и организация основного общего образования

4.2.1. Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной ра­боте с обучающимися на II ступени

Нравственный потенциал

            Восприятие и понимание ценностей "человек", "лич­ность", "индивидуальность", "труд», "общение", "кол­лектив", "доверие", "выбор". Знание и соблюдение традиций школы.

            Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного "я", овладение приемами и методами самообразовании и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализа­ции и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия.

            Активность и способность проявлять сильные сторо­ны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, бесе­ду, игру и т.п.

Познавательный потенциал

            Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склон­ностей, умения развивать и управлять познаватель­ными процессами личности, способности адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.

Коммуникативный потенциал

            Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; спо­собность строить и вести общение в различных ситуа­циях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.

Эстетический потенциал

            Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений лите­ратуры и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразитель­ном искусстве.

Физический потенциал

            Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости, овладений простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализо­вать индивидуальную программу физического совер­шенствования.

 

4.2.2.                                                      УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Преображенская средняя общеобразовательная школа № 10

Лазовского района Приморского края

 

на 2013-2014 учебный год

(5-дневная рабочая неделя)

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

V

VI

VII

VIII

IX

ф

ш

ф

ш

ф

ш

ф

ш

ф

ш

 

Русский язык

3

3

3

2

3

1

3

 

2

 

Литература

2

1

2

 

2

 

2

 

3

 

Иностранный язык

3

 

3

 

3

 

3

 

3

 

Математика

5

 

5

 

5

 

5

 

5

 

Информатика и ИКТ

 

1

 

1

1

1

 

2

 

История

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

Обществознание (включая экономику и право)

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

География

 

 

1

1

2

 

2

 

2

0,5

Природоведение

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физика

 

 

 

 

2

 

2

 

2

0,5

Химия

 

 

 

 

 

 

2

 

2

 

Биология

 

 

1

1

2

 

2

 

2

 

Искусство (Музыка и ИЗО)

2

 

2

 

2

 

1

 

1

 

Технология

2

 

2

 

2

 

1

1

1

Основы безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

Физическая культура

3

 

3

 

3

 

3

 

3

 

Факультатив и групповые занятия

-

-

-

-

1

1

1

 

Итого:

29

30

32

33

33

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

 

29

 

30

 

32

 

33

 

33

 

 

 

 

 

 

                        

4.2.3. Учебные программы, используемые в об­разовательном процессе

            Содержание основного общего образования ори­ентировано на продолжение деятельности по форми­рованию познавательной, коммуникативной, нрав­ственной, эстетической, трудовой, физической куль­туры учащихся.

            В приложении образовательной программе приводит­ся перечень учебных программ и учебников к ним, ис­пользуемых при обучении учащихся на второй ступени.

 

Образовательный компонент

Программа

Учебник

1

2

3

Филология

Русский язык

Н.М.Шанский “Программа по русскому языку для общеобразовательных школ” МО РФ

Ладыженская Т.А., Баранов М.Г. Русский язык: 5-7 кл. изд.Просвещение,2008

Бархударов С.Г., Крючков С.Е. Русский язык: 8-9 кл., изд.Просвещение,2008

Литература

Под редакцией Курдюмовой Т.Ф. “Программа по литературе для общеобразовательных школ 5-9 класс”

Курдюмова Т.Ф. Литература: 5,6,7,9 кл.изд Дрофа,2008

 

Иностранный язык

Программы по английскому языку для общеобразовательных школ. Изд. ”Дрофа”

Кауфман К.И.. Английский-: 5-9 кл. изд. Титул,2009

Математика и информатика

Математика

Программа по математике для общеобразовательных школ.

Виленкин Н. Математика: 5а,б , 6 кл.изд Мнемозина,2006

Макарыче Ю.Н. Алгебра: 7-9 кл., изд. Просвещение,2009

Атанасян . Геометрия: 7-9 кл.,изд. Просвещение,2009

Информатика

“Программа базового курса для школ Приморского края”, Владивосток, 2010 г.

Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ», 5 класс, «Бином», 2010-2013гг.

Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ», 6 класс, «Бином», 2011-2013гг.

Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ», 7,8,9 класс, «Бином», 2011-2013гг.

Обществознание

История

Программа по истории для общеобразовательных школ 5-9 классы.

Соколов Я.В. Граждановедение: 5 кл.

Вигосил А.А. История Древнего мира: 5 кл

История Средних веков. История Отечества. История России: 6 кл., изд. Просвещение,2010

Пчёлов Е.В. История России, 7кл.изд. Русское слово,2010

Данилов А.А. История России: 8-9 кл., изд. Дрофа,2010

Загладин Н.В. Всеобщая история, изд. Русское слово,2010

История Приморского края: 9 кл.

Обществознание

Программа по обществознанию для общеобразовательных школ 6-9 классы.

Кравченко А.И. Обществознание: 8-9 кл, изд. Русское слово,2010.

Естествознание

География

Программа по географии для общеобразовательных школ 6-9 классы.

Герасимова Т.П. Начальный курс географии, 6кл.изд. Дрофа,2010

Коринская В.А., Душина И.В. География материков: 7 кл., изд.Дрофа,2010

Алексеев А.И. Природа и население России: 8 кл. 1 книга, изд.Дрофа,2010

Алексеев А.И. Хозяйство и географичес-кие районы России: 9 кл. 2 книга, изд.Дрофа,2010

Бакланов П.Я. География Приморского края: 8-9 кл. изд. Уссури,2005

Биология

Программа по биологии для общеобразовательных школ 6-9 классы. Программа по природоведению для общеобразовательных школ 5 класс.

Плешаков А.А. Природоведение: 5 кл, изд. Дрофа,2010

Пасечник. Биология: 6 кл., изд. Дрофа,2010

Сонин Биология: 7 кл. изд.Дрофа,2008

Сонин. Биология: 8 кл., изд.Дрофа,2008

МамонтовС.Г.. Биология: 9 кл., изд.Дрофа,2008

Химия

Программы по химии для общеобра-зовательных школ 8-9 классы. Изд. ”Дрофа”

Габриелян О.С.Химия: 8-9 кл., изд. Дрофа,2008

Физика

Программы по физике для общеоб-разовательных школ 7-9 классы. Изд. ”Дрофа”

Пёрышкин. Физика: 7 кл., изд.Дрофа,2008

Перышкин. Физика: 8 кл., изд.Дрофа,2008

Пёрышкин. Физика: 9 кл., изд.Дрофа,2008

Физкультура и ОБЖ

Физкультура

Программа по физической культуре для общеобразовательных школ 1-9 классы.

Лях В.И. Физическая культура: 5-9 кл., «Просвещение», 2010 г.

ОБЖ

Программа по ОБЖ для общеобразовательных школ 5-9 классы.

Смирнов А.Т. ОБЖ: 8 кл., Просвещение, 2009

4.2.4. Организация учебного процесса, приме­няемые в нем педагогические технологии, фор­мы, методы и приемы

            Учебный процесс второй ступени обучения строится на основе принципов личностно ориентированного под­хода. Главным предметов учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности ребенка Усилия педагогического коллектива направляются на реализацию индивидуаль­ных образовательных потребностей учащихся и их пра­ва выбора уровня освоения образовательной програм­мы, темпа учебной деятельности, выполняемых заданий на уроке и дома. Учителями используются следую­щие приемы и методы построения личностно ориенти­рованного педагогического взаимодействия:

• приемы актуализации субъектного опыта учащихся (опора на житейский опыт ребенка или на ранее при­обретенные им знания в учебном процессе, "вызов" у учащихся ассоциаций по отношению к новому поня­тию, формирование отчетливого осознания границы между известным и неизвестным и др.);

• методы диалога и полилога;

• приемы создания ситуаций коллективного и инди­видуального выбора, свободного или ограниченного учителем;

• игровые методы;

• рефлексивные приемы и методы;

• методы диагностики и самодиагностики.      

            Педагогические технологии развития критического мышления, дифференцированного, проблемного, продуктивного обучения, педагогические мастерские дебаты, интегральная и модульная технологии обра­зуют технологический компонент учебных занятий в 5-9-х классах.

            Основными формами организации уроков являются практикум, зачет, лекция (8-9-е классы), семинар, лабораторная работа, дидактическая игра, При проектировании и построении педагогического взаимодействия на уроке учитель опирается на положения разработанной в школе памятки "Характерные черты личностно ориентированного урока». Со­блюдение этих положений позволяет обеспечить личностно ориентированную направленность учеб­ных занятий.

            На второй ступени обучения функционирует система коррекционной поддержки личности школьников, со­стоящая из следующих компонентов:

• внутриклассная дифференциация и индивидуализация обучения на уроке;

• коррекционная деятельность на факультативных, групповых и индивидуальных занятиях;

• деятельность психологической службы по коррек­ции ситуации развития личности школьника;

• диагностическое изучение процесса интеллектуаль­ного, нравственного и физического развития учащихся;

• создание оптимальных условий для самореализа­ции учащихся и педагогов.

4.2.5. Содержание и организация внеучебиой де­ятельности учащихся      

            Главным целевым ориентиром при определении со­держания и способов организации внеучебной деятельности учащихся 5-9-х классов является образ выпускника основной школы. Для формирования желаемых интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств ребенка целесообразно использовать следующие педагогические средства.

Таблица 4.

Основные

 

 

потенциалы личности

Традиционные дела

Кружки, клубы, секции

Нравственный потенциал

1.“День знаний”

2. Традиционная встреча с ветеранами п. Преображение

3. Операция “Посылка солдату”

4. Уроки мужества

5. Классные часы для мальчиков.

6. Классные часы для девочек.

7.КТД «Планета вежливости»

8.КТД  Истоки народного творчества

9.Конкурс «Безопасное колесо»

Краеведческий кружок на базе музея

Познавательный потенциал

1. Предметные недели, олимпиады, тематические вечера

2. Коллективные творческие дела познавательной деятельности.

1. Экологический кружок

 

Коммуникативный потенциал

1. Новогодний праздник

2. “8 Марта”

3. “День наоборот”

4. Вечера отдыха

 

Эстетический потенциал

1. Конкурс “Природа и фантазия”

2. Неделя труда

3. Конкурс “Приморская весна”

4. Конкурс рисунков “Золотая осень”

5. “День Земли”

6. Фотоконкурс «Я вижу мир»

7.Театральная неделя

 

Здоровье- сберегающий потенциал

1. “День здоровья”

2. “День защиты детей”

3. “Зарница”

4. “День спорта”

5.Акция «Жизнь без наркотиков»

5.Спортивные соревнования по н. теннису, волейболу, баскетболу, бадминтону, футболу, шашкам, шахматам.

1. Секции волейбола, баскетбола, н/тенниса, борьбы, легкой атлетики, хоккея.

            Роль системообразующего фактора на второй ступе­ни обучения выполняет коллективная творческая де­ятельность. За многие годы в школе накопились разнообразные формы и способы ее организации, в ос­нове которой лежит интеграция учебной и внекласс­ной работы. Однако раньше акцент при подготовке и проведении КТД делался на сплочении школьного и классных коллективов, а в настоящее время ставит­ся задача использовать возможности коллективной творческой деятельности для проявления и развития индивидуальности ребенка.

            Основными формами организации воспитательного процесса являются коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, конкурсы, выставки, празд­ники, вечера, соревнования. При их подготовке и проведении используется приемы и методы актуализа­ции субъектного опыта учащихся, создания ситуаций выбора и успеха, индивидуальной и коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности. Обеспечивается развитие самоуправленческих начал. Учащиеся 5-9-х классов не только являются субъекта­ми управления жизнедеятельностью в классах коллек­тива, но и участвуют в работе Ученического совета шко­лы.

 

4.3. Содержание и организация среднего (полного) общего образования

 

4.3.1. Образ выпускника 11-го класса как глав­ный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на Ш ступени.

 

Нравственный  потенциал. Осмысление целей и смысла своей жизни.

            Усвоение ценностей “отечество”, "культура", “любовь”, "творчество", "самоактуализация”, "субъектность". Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации. Понимание сущности нравственных качеств и черт ха­рактера окружающих людей, толерантность в их вос­приятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутвержде­нию и самореализации во взрослой жизни, Активность в общешкольных и классных делах, в рабо­те с младшими школьниками. Наличие высоких дости­жений в одном или нескольких видах деятельности.

Познавательный потенциал.    Наличие желания и готовности продолжать обучение после школы, потребность в углубленном изучении из­бранной области знаний, их самостоятельном добы­вании, принятие участия в олимпиадах, конкурсах.

Коммуникативный потенциал. Сформированность индивидуального стиля общения; владение разнообразными коммуникативными уме­ниями и навыками, способности поддержания эмоцио­нально устойчивого поведения в кризисной жизнен­ной ситуации; способность корректировать в обще­нии и отношениях свою и чужую агрессию.

Эстетический потенциал.         Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении теат­ров, выставок, концертов; стремление творить пре­красное в учебной, трудовой любимой досуговой деятельности, поведении и отношениях с окружающи­ми; проявление индивидуального своеобразия в вос­приятии и созидании красоты.

Физический  потенциал.           Стремление к физическому совершенству; умение под­готовить и провести подвижные игры и спортивные со­ревнования среди сверстников и младших школьников; привычка ежедневно заниматься физическими упраж­нениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3.2.                                                                                  УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Преображенская средняя общеобразовательная школа № 10

Лазовского района Приморского края

 

на 2013-2014 учебный год

(5-дневная рабочая неделя)

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

X

XI

ф

ш

ф

ш

Русский язык

1

1

1

 

Литература

3

1

3

1

Иностранный язык

3

 

3

 

Математика

4

1

4

1

Информатика и ИКТ

1

 

1

 

История

2

 

2

1

Обществознание

1

 

1

 

Экономика

0,5

 

0,5

 

Право

0,5

 

0,5

 

География

1

 

1

 

Физика

2

1

2

1

Химия

2

 

1,5

 

Биология

1

 

1,5

 

Искусство (МХК)

1

 

1

 

Технология

1

 

1

 

Физическая культура

3

 

3

 

Основы безопасности жизнедеятельности

1

 

1

 

Элективные курсы

2

2

 

ИТОГО:

 

34

 

34

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

34

34

 

 

 

 

 

 

   4.3.3. Учебные программы и пособия, используемые в образовательном процессе.

            Процесс освоения учащимися инвариантного компонента содержания образования обеспечивается следующими программно-учебными комплексами.

 

Образовательный компонент

Программа

Учебник

 

1

2

3

 

Филология

 

 

Русский язык

Н.М.Шанский “Программа по русскому языку для общеобразовательных школ 10-11 классы” МО РФ

Гольцова Н.Г. Русский язык: 10-11 кл., изд. «Русское слово», 2009

 

Литература

Под редакцией Курдюмовой Т.Ф. “Программа по литературе для общеобразовательных школ 10-11 классы.”

Лебедев Ю.В. Русская литература 19 в.: 1-2 ч.: 10 кл.,Просвещение,2008

Журавлёв В.П. Русская литература 20 в.: 2 ч. 11 кл., Просвещение,2008

 

Иностранный язык

Программа для общеобразовательных школ по английскому языку 10-11 классы

Кауфман и Кауффман. Счастливый английский-3: 10-11 кл., изд. Титул,2010

 

Математика и информатика

 

 

Математика

Программа по математике для общеобразовательных школ 10-11 классы.

Мордкович: 10-11 кл., изд.Мнемозина,2010

Атанасян, Геометрия: 10-11 кл.,Просвещение,2005

 

Информатика

“Программа базового курса для школ Приморского края”, Владивосток, 2010г.

Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ», 10-11 класс, «Бином», 2011-2013гг.

 

Обществознание

 

 

История

Программы по истории для общеобразовательных школ 10-11 классы.

Алексашин. Новейшая история 20 в.: 10-11 кл.

Алексашин. Новая история: 11 кл.

Клоков. История России 19 в.: 11 кл.

Сахаров А.Н. История России: 10 кл., изд. Просвещение, 2010г.

Загладин Н.В.. История Отечетсва: 11 к, изд.русское слово, 2010г.

 

Обществознание

Программа по обществознанию для общеобразовательных школ.

Боголюбов Л.Н. Человек и общество: 10-11 кл.

изд. Просвещение, 2008г.

Никитин А.Ф. Основы государства и права, изд. Дрофа, 2008г.

 

 

Естествознание

 

 

География

Программа по географии для общеобразовательных школ 10-11 классы.

Максаковский В.П. “Экономическая и социальная география мира”: 10-11 кл., Прсвещение,2010г.

 

Биология

Программа по биологии для общеобразовательных школ 10-11 классы.

Сивоглазов В.И.. Общая биология: 10-11 кл.,

изд. Дрофа,2010г.

 

Химия

Программы по химии для общеобра-зовательных школ 10-11 классы. Изд.”Дрофа”

Габриелян О.С. Химия: 10-11 кл., изд. Дрофа, 2008г.

 

Физика

Программы по физике для общеоб-разовательных школ 10-11 классы. Изд.”Дрофа”

Тихомирова С.А.. Физика: 10 кл., изд. Мнемозина, 2010г.

Мякишев Г.Я., Физика,11кл., «Просвещение», 2009г.

Рымкевич А.П. Сборник задач.

 

Физкультура и ОБЖ

 

 

Физкультура

Программа по физической культуре для общеобразовательных школ.

 

Лях В.И. Физическая культура: 10-11 кл., «Просвещение», 2010г.

 

ОБЖ

Программа по математике для общеобразовательных школ.

Топоров И.К. ОБЖ: 10-11 кл.

 

Технология

 

 

Экономика

Программа по математике для общеобразовательных школ.

Липсиц И.В. Экономика, кн. 1-2, изд. “Вита-ПРЕСС”, 2010 г.

 

 

4.3.4. Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы.

            Избрав личностно ориентированный подход в качестве ведущей методологической ориентации, учителя 10-11-х классов организуют процесс обучения в соответствии с принципами самоактуализации, индивидуаль­ности, субъектности, выбора, творчества, доверия и под­держки. Технологический арсенал их педагогической деятельности составляют формы, методы и приемы, которые соответствуют таким требованиям, как:

• диалогичность;

• деятельностно-творческий характер;

•устремленность на установление отношений со­трудничества в учебном взаимодействии;

• направленность на поддержку развития субъектных качеств и индивидуальности учащегося;

•предоставление ученику необходимого простран­ства для творчества, самостоятельности, осуществ­ления личностно значимого выбора.

            В процессе обучения старшеклассников используют­ся следующие приемы и методы:

• приемы актуализации субъектного опыта учащихся;

• методы диалога и полилога;

• приемы создания ситуации коллективного и инди­видуального выбора;

• игровые методы;

• методы диагностики и самодиагностики. Лекция, семинар, лабораторная работа, аукцион, де­ловая игра, практикум, зачет, проектная и исследовательская деятельность являются основными фор­мами организации учебных занятий в старших классах.

4.3.5. Содержание и организация внеучебной де­ятельности учащихся

            Внеучебная деятельность призвана расширить воз­можности педагогического влияния на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности старшеклассника (см. табл. №6).

            На третьей ступени общего образования приори­тетным видом деятельности является познаватель­но-профессиональная. Ей принадлежит роль системообразующего фактора в построении системы воспитания старшеклассников. Не случайно интел­лектуальные игры и конкурсы, конференции, пред­метные олимпиады, недели, вечера относятся к разряду основных форм организации процесса воспи­тания учащихся 10-11-х классов. Участие старшеклассников в познавательно-профессиональной де­ятельности должно не только способствовать обогащению их представлений об окружающем социальном и природном мире, но и содействовать личностно-профессиональному самоопределению.

Таблица 6

Основные

 

 

потенциалы личности

Традиционные дела

Кружки, клубы, секции

Нравственный потенциал

1.“День знаний”

2. Традиционная встреча с ветеранами п. Преображение

3. День Учителя

4. Операция “Посылка солдату”

5. “Последний звонок”

6. Выпускной вечер

Совет старшеклассников

Познавательный потенциал

1. Предметные недели, олимпиады, вечера

2. Коллективные творческие дела познавательной деятельности.

3. КВН

4.Исследования и проекты

5.Экскурсии на предприятия посёлка

 

Коммуникативный потенциал

1. Новогодний праздник

2. “8 Марта”

3. “День наоборот”

4. Вечера отдыха

5. “День защитников Отечества”

6. Конкурс бардовской песни

7.Мероприятия по профориентации школьников

8.Встречи со специалистами разных профессий

9. Посещение Дней открытых дверей в учебных заведениях.

 

Эстетический потенциал

1. Неделя труда

3. Конкурс “Приморская весна”

4. “День Земли”

5. Театральная неделя

6. Фотоконкурс «Я вижу мир»

 

Здоровье-сберегающий потенциал

1. “День здоровья”

2. “День защиты детей”

3. “Зарница”

4. “День спорта”

5. Эстафеты

6. Беседы по профилактике наркомании и алкоголизма

1. Секции волейбола, баскетбола, н/тенниса, борьбы, легкой атлетики, хоккея.

           

      Значительно расширяется пространство для проявления творческой активности учащихся10-11-х классов в жизнедеятельности школы. Свою субъектность, креативность и индивидуальность они могут проявлять в жизни не только класса, но и всего школьного сообщества. По сравнению с другими возрастными группами школьников старшеклассники имеют наибольшее представительство в органах школьного самоуправления - Совете школы и Ученическом совете.

 

 

 

          



Создать сайт бесплатно