Календарно-тематический план |
)
|
Наиме- |
|
Кол- |
|
|
Требования |
|
Элементы |
Дата |
|
№ п/п |
нование раздела программы |
Тема урока |
во часов |
Тип урока |
Элементы
содержания |
к уровню
подготовки обучающихся (результат) |
Вид контроля |
дополнительного (необязательного) содержания |
проведения |
|
план |
факт |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
1 |
|
Ознакомление |
1 |
Беседа. |
Развитие наблюда- |
Уметь отражать в ри- |
Коллектив- |
Виды пейзаж- |
|
|
|
|
с
произведениями |
|
Рисование |
тельности и внимания, |
сунке природные |
ное обсуж- |
ного жанра |
|
|
|
|
изобразительного |
|
по памяти |
логического мышле- |
явления |
дение |
|
|
|
|
|
искусства.
Рисо- |
|
и по пред- |
ния; воспитание люб- |
|
|
|
|
|
|
|
вание по памяти |
|
ставлению |
ви к родной природе |
|
|
|
|
|
|
И снова |
«Прощаемся с теп- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
осень |
лым летом» (каран- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к нам пришла |
даш, акварель) |
|
|
|
|
|
|
|
|
2-3 |
Рисование с нату- |
2 |
Беседа. |
Развитие наблюда- |
Уметь анализировать |
Фронталь- |
|
|
|
|
|
(8 часов) |
ры осенних листь- |
|
Рисование |
тельности при изуче- |
форму,
цвет |
ный опрос, |
|
|
|
|
|
ев сложной формы |
|
с натуры |
нии формы, строения |
|
рисунок |
|
|
|
|
|
(акварель) |
|
|
и цветовой окраски |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
листьев и веток де- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ревьев |
|
|
|
|
|
4-5 |
Декоративное ри- |
2 |
Беседа. |
Развитие наблюда- |
Уметь анализировать |
Фронталь- |
Декоративный, |
|
|
|
|
|
сование «Русская |
|
Декора- |
тельности и внимания, |
форму, цвет, пропорции |
ный опрос, |
символический |
|
|
|
|
матрешка в
осен- |
|
тивное |
логического мыш- |
и
пространственное |
рисунок |
|
|
|
|
|
нем уборе» |
|
рисование |
ления |
расположение пред- |
|
|
|
|
|
(гуашь) |
|
|
|
метов |
|
|
|
|
|
6 |
Рисование с нату- |
1 |
Беседа. |
Развитие
умения |
Уметь анализировать |
Фронталь- |
|
|
|
|
|
|
ры «Дары
осенне- |
|
Рисование |
сравнивать
цвет и |
форму, цвет, пропорции |
ный опрос, |
|
|
|
|
|
го сада и огорода» |
|
с натуры |
форму натуры с вы- |
|
рисунок |
|
|
|
|
|
(акварель) |
|
|
полняемым рисунком |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
п |
7 |
В мире
сказок (8 часов) |
Декоративное рисование «Мы осенью
готовимся к зиме» (карандаш, гуашь) |
1 |
Беседа,
декоративное рисование |
Совершенствование
навыков согласования цвета и рисунка узора с формой украшаемой вещи |
Знать о цветовом контрасте |
Фронтальный опрос, рисунок |
Образцы декоративно-прикладного искусства |
|
|
8 |
Беседа «Сказка в произведениях русских художников» |
1 |
Беседа |
Развитие
образного мышления, речи, зрительной памяти, интереса к декоративно-оформительской графике |
Уметь: -высказывать
свои -рассказывать о худож |
Фронтальный опрос |
|
|
|
|
9-10 |
Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина (карандаш, гуашь) |
2 |
Беседа |
Обучение умению простейшими
средствами передавать основные события сказки.
Развитие интереса и любви детей к творчеству художников детской книги |
Знать понятие «иллюстрация». Уметь выполнять иллюстрацию к сказке |
Фронтальный опрос |
Иллюстрации Т. А. Мавриной, И. Я. Билибина, М. А. Врубеля |
|
|
|
11 |
Рисование
с натуры игрушки «Золотая рыбка» (карандаш, гуашь) |
1 |
Беседа, рисование с натуры |
Развитие зрительной памяти,
образного мышления, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к изобразительному
искусству |
Уметь: -анализировать
про -самостоятельно вы |
Фронтальный опрос, рисунок |
Репродукции И. Я. Билибина, стихи А. А. Фета |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
п |
12-13 |
|
Рисование на тему |
2 |
Беседа, |
Развитие творческой |
Уметь: |
Фронталь- |
Книги с
изо- |
|
|
|
|
«В сказочном под- |
|
рисование |
фантазии детей, на- |
- сочетать в творческих |
ный опрос, |
бражением |
|
|
|
|
водном царстве» |
|
на тему |
блюдательности и |
рисунках реальные об- |
рисунок |
различных ви- |
|
|
|
|
(карандаш, акварель) |
|
|
внимания, логического
мышления. Воспитание любви и интереса к
сказочным персонажам, сказочному подводному миру |
разы со сказочными, фантастическими; - анализировать
произ - объяснить последо |
|
дов рыб |
|
|
|
|
|
|
|
|
ния рисунка |
|
|
|
|
14 |
Декоративная
ра- |
1 |
Беседа, |
Развитие умения вы- |
Уметь выполнять про- |
Фронталь- |
Образцы |
|
|
|
|
|
бота «Сказочный |
|
декора- |
полнять простейшие |
стейшие приемы кис- |
ный опрос, |
произведений |
|
|
|
|
букет»(карандаш, |
|
тивное |
приемы кистевой |
тевой росписи в изо- |
рисунок |
декоративно- |
|
|
|
гуашь) |
|
рисование |
росписи в изображе- |
бражении декоратив- |
|
прикладного |
|
|
|
|
|
|
|
нии декоративных |
ных цветов, самостоя- |
|
искусства |
|
|
|
|
|
|
|
цветов. Пробуждение |
тельно эскиз росписи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чувства гордости за |
подноса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
труд народных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
умельцев |
|
|
|
|
|
15 |
Декоративная
ра- |
1 |
Декора- |
Развитие фантазии, |
Уметь: |
Коллектив- |
Различные |
|
|
|
|
|
бота «Готовим на- |
|
тивная |
наблюдательности |
- объяснять последова- |
ное обсуж- |
предметы на- |
|
|
|
|
ряд для сказочной |
|
работа |
и внимания. Воспита- |
тельность выполнения |
дение, |
родного орна- |
|
|
|
|
ёлки» (карандаш, |
|
|
ние умения восхи- |
рисунка; |
рисунок |
ментального |
|
|
|
|
акварель) |
|
|
щаться красотой вокруг нас |
-
выполнить самостоятельно эскизы ёлочных игрушек-украшений |
|
искусства |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
16 |
Труд и отдых людей зимой и весной (11 часов) |
Декоративная работа «Мы готовимся к встрече
Нового года - праздника радости сказок» (карандаш, гуашь) |
1 |
Декоративная
работа |
Развитие эмоциональных ощущений
неразрывности красоты вокруг нас и деятельности человека. Воспитание
интереса к декоративно-оформительской
деятельности |
Знать о связи художественного оформления изделий декоративно-прикладного
искусства с их практическим назначением. Уметь выполнить самостоятельно эскиз новогодней маски |
Коллективное обсуждение,
рисунок |
Фотографии карнавальных и театральных масок |
|
|
17 |
Рисование на тему «Труд людей зимой и весной» (карандаш, акварель) |
1 |
Рисование на тему |
Развитие чувства гордости за славный труд своих родных и близких. Воспитание любви к Родине |
Уметь: - составлять компо - обсуждать компо - правильно переда |
Коллективное обсуждение,
рисунок |
Репродукции картины А. А. Дейнеки «На просторах подмосковных строек» |
|
|
|
18 |
Рисование на тему «Городские и сельские стройки»
(карандаш, акварель) |
1 |
Рисование на тему |
Формирование у детей навыков последовательной работы над
тематическим рисунком. Воспитание
любви к Родине, ее историческому прошлому |
Знать особенности архитектуры Московского Кремля. Уметь: - последовательно
ра - выбирать
сюжет для - строить
компози |
Коллективное обсуждение,
рисунок |
Слайды, репродукции, фотографии с изображением Московского Кремля |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
И |
19 |
|
Рисование с нату- |
1 |
Рисование |
Развитие умения ана- |
Знать: |
Индивиду- |
Детское ведро |
|
|
|
|
ры «Орудия труда |
|
с натуры |
лизировать пропор- |
- понятие и сущность |
альная про- |
и лопатка |
|
|
|
|
человека» (каран- |
|
|
ции,
очертания и цве- |
светотени и ее града- |
верка |
|
|
|
|
|
даш) |
|
|
товую окраску предметов. Воспитание любви к труду, аккуратности |
ций; - орудия
труда человека. Уметь: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- строить
предметы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
цилиндрической
формы с передачей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сокращенного в пер- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
спективе круга; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
анализировать пропорции, очертания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и цветовую
окраску |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
предметов |
|
|
|
|
20-21 |
Декоративное ри- |
2 |
Декора- |
Развитие творческого |
Знать: |
Индивиду- |
Образцы бого- |
|
|
|
|
|
сование «Веселые |
|
тивное |
воображения; систе- |
-
произведения деко- |
альная про- |
родской дере- |
|
|
|
|
игрушки» (каран- |
|
рисование |
матизация знаний о |
ративно-прикладного |
верка |
вянной резной |
|
|
|
|
даш, гуашь) |
|
|
некоторых художест- |
искусства; |
|
игрушки |
|
|
|
|
|
|
|
венных традициях |
- традиции народного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
народного
творчества в области художе- |
творчества.
Уметь выполнить |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ственной резьбы по дереву. Воспитание бережного отношения к
народным традициям на примере творчества мастеров богородской
игрушки, любви к труду, ак- |
самостоятельно рисунок с изображением богородской игрушки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
куратности |
|
|
|
|
1 22 |
j. |
Декоративная ра- |
1 |
Декора- |
Формирование уме- |
Уметь: |
Коллектив- |
Иллюстрации |
|
|
|
|
бота «Красота в |
|
тивная |
ний выполнять эле- |
- выполнять элементы |
ное обсуж- |
произведений |
|
|
|
|
умелых руках» |
|
работа |
менты хохломской |
хохломской росписи; |
дение |
различных ви- |
|
|
|
|
(гуашь) |
|
|
росписи,
передавать форму и пропорции, объем
предмета. Воспитание уважения к |
- передавать форму и пропорции,объем предмета,
простейшие приемы выполнения |
|
дов народных промыслов |
|
|
|
|
|
|
|
мастерам, творящим |
хохломской травки - |
|
|
|
|
|
|
|
|
такие произведения |
ягодки, травинки, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
искусства |
кудринки, листочка |
|
|
|
|
23 |
Декоративное ри- |
1 |
Декора- |
Развитие наблюда- |
Знать особенности |
Коллектив- |
Образцы |
|
|
|
|
сование «Красота |
|
тивная |
тельности и внима- |
композиции
узора |
ное обсуж- |
(фотографии) |
|
|
|
|
|
в быту
людей. Создаем красивые узоры для
подарка маме или бабушке» |
|
работа |
ния,
логического мышления; усвоение учащимися
особенностей композиции узо- |
в
квадрате. Уметь: -
показывать общее и разное в образных |
дение |
вышивки
(Рязань, Владимир, Вологда) |
|
|
|
|
(гуашь) |
|
|
ра в квадрате. Воспитание
любви и |
решениях; -
заимствовать из |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
уважения к близким, душевной
доброты |
народных орнаментов композицию эле- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ментов узора и подбирать красивое со- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
четание цветов |
|
|
|
|
|
24-25 |
Рисование по памяти и представ- |
2 |
Рисование по пред- |
Развитие
умения анализировать про- |
Знать: - особенности изобра- |
Индивидуальная про- |
Простейшие
плоские фигу- |
|
|
|
|
|
лению. Домашние животные
(карандаш) |
|
ставлению |
порции,
очертания предметов, наблюдательности и внимания. Воспитание любви к животным |
жения жизни домашних животных; - художников-анималистов и
их произведения. Уметь самостоятельно нарисовать свое любимое
домашнее животное |
верка |
ры животных -собаки, кролики. Репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А. Серова |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
и |
26-27 |
|
Иллюстрирование стихотворения
Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (карандаш, акварель) |
2 |
Рисование на тему |
Развитие умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к весенней
природе |
Уметь: - видеть
сюжет; - построить
компози - детально
прорисо |
Коллективное обсуждение |
Репродукции картин И. И. Левитана «Март», К. Ф. Юона «Мартовское солнце» |
|
|
28-29 |
Рисование на тему «Полет на другую планету»
(карандаш, акварель) |
2 |
Рисование на тему |
Формирование умения
составлять композиции; развитие фантазии, творческого воображения. Воспитание
чувства гордости, восхищения подвигами
русских космонавтов |
Иметь представление: - о
космосе; - зрительном образе - об освоении космоса. - работать командами - выполнять работу |
Индивидуальная проверка |
Модели ракеты, фотографии и рисунки на тему
космоса |
|
|
|
30 |
Рисование с натуры «Ветка
вербы» (акварель) |
1 |
Рисование с натуры |
Развитие способностей
выражать чувство восхищения от красоты родной природы в рисунке, умений анализировать пропорции,
очертания и цветовую гамму. Воспитание любви к красоте
весенней природы родного края, к
Родине |
Уметь: - передавать простран - анализировать про и цветовую окраску веточки вербы |
Коллективное обсуждение |
Ветки вербы |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
и |
31-32 |
|
Иллюстрирование |
2 |
Рисование |
Развитие зрительной |
Уметь выполнить ри- |
Коллектив- |
Репродукции |
|
|
|
|
стихотворения |
|
на тему |
памяти, наблюдатель- |
сунок схематично, |
ное обсуж- |
картин худож- |
|
|
|
|
Дж. Родари «Все- |
|
|
ности и внимания. |
детально карандашом, |
дение, |
ников В. Пет- |
|
|
|
|
мирный хоровод» |
|
|
Воспитание интереса |
в колорите |
рисунок |
рова, В. Сури- |
|
|
|
|
(карандаш, гуашь) |
|
|
к изобразительному искусству |
|
|
кова, И. Репина,
Ф. Решетникова и
др. |
|
|
33 |
Беседа «Весна в |
1 |
Беседа |
Развитие умения за- |
Уметь: |
Коллектив- |
Репродукции, |
|
|
|
|
|
произведениях рус- |
|
|
мечать в природе
пре- |
- наблюдать, замечать |
ное обсуж- |
стихи о весне |
|
|
|
|
ских художников» |
|
|
красное и анализи- |
в природе прекрасное, |
дение |
|
|
|
|
|
|
|
|
ровать свои впечатления. |
сравнивать с изображенным на
полот- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Воспитание умения |
нах
живописцев; |
|
|
|
|
|
|
|
|
восхищаться непо- |
- анализировать свои |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вторимой красотой |
впечатления; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
родной
природы |
- высказывать свое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
восхищение красотой |
|
|
|
|
|
|
В каждом рисунке- солнце |
|
|
|
|
родной
природы |
|
|
|
|
34-35 |
Рисование на тему |
2 |
Рисование |
Развитие фантазии, |
Уметь: |
Коллектив- |
Репродукции |
|
|
|
|
|
«Пусть всегда бу- |
|
на тему |
творческого вообра- |
- составлять компо- |
ное обсуж- |
|
|
|
|
|
дет солнце» (каран- |
|
|
жения; формирова- |
зиции; |
дение |
|
|
|
|
(8 часов) |
даш, акварель) |
|
|
ние умения
составлять композиции. Воспишше чувства j ордости за свою Родину |
- анализировать
ре - выполнять
рисунок |
|
|
|
|