Календарно-тематический план 

 

)

 

Наиме-

 

Кол-

 

 

Требования

 

Элементы

Дата

п/п

нование

раздела

программы

Тема урока

во часов

Тип урока

Элементы содержания

к уровню подготовки

обучающихся

(результат)

Вид контроля

дополнительного

(необязательного)

содержания

проведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

1

 

Ознакомление

1

Беседа.

Развитие наблюда-

Уметь отражать в ри-

Коллектив-

Виды пейзаж-

 

 

 

 

с произведениями

 

Рисование

тельности и внимания,

сунке природные

ное обсуж-

ного жанра

 

 

 

 

изобразительного

 

по памяти

логического мышле-

явления

дение

 

 

 

 

 

искусства. Рисо-

 

и по пред-

ния; воспитание люб-

 

 

 

 

 

 

 

вание по памяти

 

ставлению

ви к родной природе

 

 

 

 

 

 

И снова

 

 

«Прощаемся с теп-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

осень

лым летом» (каран-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к нам пришла

даш, акварель)

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3

Рисование с нату-

2

Беседа.

Развитие наблюда-

Уметь анализировать

Фронталь-

 

 

 

 

(8 часов)

ры осенних листь-

 

Рисование

тельности при изуче-

форму, цвет

ный опрос,

 

 

 

 

 

ев сложной формы

 

с натуры

нии формы, строения

 

рисунок

 

 

 

 

 

(акварель)

 

 

и цветовой окраски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

листьев и веток де-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ревьев

 

 

 

 

 

4-5

Декоративное ри-

2

Беседа.

Развитие наблюда-

Уметь анализировать

Фронталь-

Декоративный,

 

 

 

 

сование «Русская

 

Декора-

тельности и внимания,

форму, цвет, пропорции

ный опрос,

символический

 

 

 

 

матрешка в осен-

 

тивное

логического мыш-

и пространственное

рисунок

 

 

 

 

 

нем уборе»

 

рисование

ления

расположение пред-

 

 

 

 

 

(гуашь)

 

 

 

метов

 

 

 

 

6

Рисование с нату-

1

Беседа.

Развитие умения

Уметь анализировать

Фронталь-

 

 

 

 

 

ры «Дары осенне-

 

Рисование

сравнивать цвет и

форму, цвет, пропорции

ный опрос,

 

 

 

 

 

го сада и огорода»

 

с натуры

форму натуры с вы-

 

рисунок

 

 

 

 

 

(акварель)

 

 

полняемым рисунком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В мире сказок

(8 часов)

Декоративное ри­сование «Мы осе­нью готовимся к зиме» (карандаш, гуашь)

1

Беседа, декора­тивное рисование

Совершенствование навыков согласова­ния цвета и рисунка узора с формой ук­рашаемой вещи

Знать о цветовом контрасте

Фронталь­ный опрос, рисунок

Образцы декоративно-прикладного искусства

 

 

8

Беседа «Сказка в произведениях русских художни­ков»

1

Беседа

Развитие образного мышления, речи, зрительной памяти, интереса к декора­тивно-оформитель­ской графике

Уметь:

-высказывать свои
впечатления о сказоч­
ных сюжетах в изобра­
зительном искусстве;

-рассказывать о худож­
никах-иллюстраторах,
их творчестве

Фронталь­ный опрос

 

 

 

9-10

Иллюстрирование

«Сказки о царе Салтане»

А. С. Пушкина (карандаш, гуашь)

2

Беседа

Обучение умению простейшими сред­ствами передавать основные события сказки. Развитие интереса и любви детей к творчеству художников детской книги

Знать понятие «иллю­страция».

Уметь выполнять ил­люстрацию к сказке

Фронталь­ный опрос

Иллюстрации Т. А. Мавриной, И. Я. Билибина, М. А. Врубеля

 

 

11

Рисование с нату­ры игрушки «Золо­тая рыбка» (каран­даш, гуашь)

1

Беседа, рисование с натуры

Развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюда­тельности и внимания. Воспитание любви к изобразительному искусству

Уметь:

-анализировать про­
изведения изобрази­
тельного искусства;

-самостоятельно вы­
полнить с натуры рису­
нок (рыбка) в нужной
последовательности

Фронталь­ный опрос, рисунок

Репродукции И. Я. Билибина, стихи А. А. Фета

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п

12-13

 

Рисование на тему

2

Беседа,

Развитие творческой

Уметь:

Фронталь-

Книги с изо-

 

 

 

 

«В сказочном под-

 

рисование

фантазии детей, на-

- сочетать в творческих

ный опрос,

бражением

 

 

 

 

водном царстве»

 

на тему

блюдательности и

рисунках реальные об-

рисунок

различных ви-

 

 

 

 

(карандаш, акварель)

 

 

внимания, логическо­го мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, сказоч­ному подводному миру

разы со сказочными, фантастическими;

-   анализировать произ­
ведение изобразитель­
ного искусства;

-   объяснить последо­
вательность выполне-

 

дов рыб

 

 

 

 

 

 

 

 

ния рисунка

 

 

 

 

14

Декоративная ра-

1

Беседа,

Развитие умения вы-

Уметь выполнять про-

Фронталь-

Образцы

 

 

 

 

бота «Сказочный

 

декора-

полнять простейшие

стейшие приемы кис-

ный опрос,

произведений

 

 

 

 

букет»(карандаш,

 

тивное

приемы кистевой

тевой росписи в изо-

рисунок

декоративно-

 

 

 

гуашь)

 

рисование

росписи в изображе-

бражении декоратив-

 

прикладного

 

 

 

 

 

 

нии декоративных

ных цветов, самостоя-

 

искусства

 

 

 

 

 

 

цветов. Пробуждение

тельно эскиз росписи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чувства гордости за

подноса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

труд народных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

умельцев

 

 

 

 

 

15

 

Декоративная ра-

1

Декора-

Развитие фантазии,

Уметь:

Коллектив-

Различные

 

 

 

 

бота «Готовим на-

 

тивная

наблюдательности

- объяснять последова-

ное обсуж-

предметы на-

 

 

 

 

ряд для сказочной

 

работа

и внимания. Воспита-

тельность выполнения

дение,

родного орна-

 

 

 

 

ёлки» (карандаш,

 

 

ние умения восхи-

рисунка;

рисунок

ментального

 

 

 

 

акварель)

 

 

щаться красотой вокруг нас

- выполнить самосто­ятельно эскизы ёлочных игрушек-украшений

 

искусства

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

16

 

Труд и отдых  людей зимой и весной

(11 часов)

Декоративная ра­бота «Мы готовим­ся к встрече Ново­го года - праздни­ка радости сказок» (карандаш, гуашь)

1

Декора­тивная работа

Развитие эмоциональ­ных ощущений нераз­рывности красоты вокруг нас и деятель­ности человека. Воспитание интереса к декоративно-офор­мительской деятель­ности

Знать о связи худо­жественного оформ­ления изделий деко­ративно-прикладного искусства с их прак­тическим назна­чением.

Уметь выполнить са­мостоятельно эскиз новогодней маски

Коллектив­ное обсуж­дение, рисунок

Фотографии карнавальных и театральных масок

 

 

17

Рисование на тему

«Труд людей зимой и весной» (каран­даш, акварель)

1

Рисование на тему

Развитие чувства гор­дости за славный труд своих родных и близких.

Воспитание любви к Родине

Уметь:

-   составлять компо­
зицию;

-   обсуждать компо­
зиции рисунков;

-   правильно переда­
вать в рисунке про­
порции фигуры чело­
века, характерности
поз и движений

Коллектив­ное обсуж­дение, рисунок

Репродукции

картины

А. А. Дейнеки

«На просторах

подмосковных

строек»

 

 

18

Рисование на тему

«Городские и сель­ские стройки» (ка­рандаш, акварель)

1

Рисование на тему

Формирование у де­тей навыков последо­вательной работы над тематическим рисунком. Воспитание любви к Родине, ее историче­скому прошлому

Знать особенности архитектуры Мос­ковского Кремля. Уметь:

-    последовательно ра­
ботать над тематиче­
ским рисунком;

-   выбирать сюжет для
рисования;

-   строить компози­
цию

Коллектив­ное обсуж­дение, рисунок

Слайды,

репродукции,

фотографии

с изображением

Московского

Кремля

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И

19

 

Рисование с нату-

1

Рисование

Развитие умения ана-

Знать:

Индивиду-

Детское ведро

 

 

 

 

ры «Орудия труда

 

с натуры

лизировать пропор-

- понятие и сущность

альная про-

и лопатка

 

 

 

 

человека» (каран-

 

 

ции, очертания и цве-

светотени и ее града-

верка

 

 

 

 

 

даш)

 

 

товую окраску пред­метов.

Воспитание любви к труду, аккуратности

ций;

- орудия труда чело­века. Уметь:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- строить предметы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цилиндрической формы с передачей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сокращенного в пер-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

спективе круга;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- анализировать про­порции, очертания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и цветовую окраску

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

предметов

 

 

 

 

20-21

Декоративное ри-

2

Декора-

Развитие творческого

Знать:

Индивиду-

Образцы бого-

 

 

 

 

сование «Веселые

 

тивное

воображения; систе-

- произведения деко-

альная про-

родской дере-

 

 

 

 

игрушки» (каран-

 

рисование

матизация знаний о

ративно-прикладного

верка

вянной резной

 

 

 

 

даш, гуашь)

 

 

некоторых художест-

искусства;

 

игрушки

 

 

 

 

 

 

 

венных традициях

- традиции народного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

народного творчест­ва в области художе-

творчества. Уметь выполнить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ственной резьбы по дереву. Воспитание бережного отноше­ния к народным тра­дициям на примере творчества мастеров богородской игруш­ки, любви к труду, ак-

самостоятельно рису­нок с изображением богородской игрушки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

куратности

 

 

 

 

 

 

 

 

1

22

j.

Декоративная ра-

1

Декора-

Формирование уме-

Уметь:

Коллектив-

Иллюстрации

 

 

 

 

бота «Красота в

 

тивная

ний выполнять эле-

- выполнять элементы

ное обсуж-

произведений

 

 

 

 

умелых руках»

 

работа

менты хохломской

хохломской росписи;

дение

различных ви-

 

 

 

 

(гуашь)

 

 

росписи, передавать форму и пропорции, объем предмета. Вос­питание уважения к

- передавать форму и пропорции,объем предмета, простейшие приемы выполнения

 

дов народных промыслов

 

 

 

 

 

 

 

мастерам, творящим

хохломской травки -

 

 

 

 

 

 

 

 

такие произведения

ягодки, травинки,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

искусства

кудринки, листочка

 

 

 

 

23

Декоративное ри-

1

Декора-

Развитие наблюда-

Знать особенности

Коллектив-

Образцы

 

 

 

сование «Красота

 

тивная

тельности и внима-

композиции узора

ное обсуж-

(фотографии)

 

 

 

 

в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке»

 

работа

ния, логического мышления; усвоение учащимися особенно­стей композиции узо-

в квадрате. Уметь:

- показывать общее и разное в образных

дение

вышивки (Рязань, Вла­димир, Во­логда)

 

 

 

 

(гуашь)

 

 

ра в квадрате. Воспитание любви и

решениях;

- заимствовать из

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уважения к близким, душевной доброты

народных орнамен­тов композицию эле-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ментов узора и под­бирать красивое со-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

четание цветов

 

 

 

 

24-25

Рисование по па­мяти и представ-

2

Рисование по пред-

Развитие умения анализировать про-

Знать:

- особенности изобра-

Индивиду­альная про-

Простейшие плоские фигу-

 

 

 

 

лению. Домашние животные (каран­даш)

 

ставлению

порции, очертания предметов, наблю­дательности и вни­мания.

Воспитание любви к животным

жения жизни домаш­них животных; - художников-анима­листов и их произведе­ния.

Уметь самостоятельно нарисовать свое люби­мое домашнее жи­вотное

верка

ры животных -собаки, кроли­ки. Репродук­ции произве­дений

В. А. Ватагина, В. А. Серова

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и

26-27

 

 

Иллюстрирова­ние стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (карандаш, акварель)

2

Рисование на тему

Развитие умения анализировать про­порции, очертания и цветовую окраску предметов. Воспитание любви к весенней природе

Уметь:

-   видеть сюжет;

-   построить компози­
цию, выделяя главное
в ней размером и цве­
том;

-   детально прорисо­
вать деда Мазая и ка­
ждого зайца

Коллектив­ное обсуж­дение

Репродукции

картин

И. И. Левитана

«Март»,

К. Ф. Юона

«Мартовское

солнце»

 

 

28-29

Рисование на тему

«Полет на другую планету» (карандаш, акварель)

2

Рисование на тему

Формирование уме­ния составлять ком­позиции; развитие фантазии, творческого воображения. Воспитание чувства гордости, восхищения подвигами русских космонавтов

Иметь представле­ние:

-   о космосе;

-   зрительном образе
космоса;

-   об освоении космоса.
Уметь:

-   работать командами
(экипажами) над ком­
позициями космиче­
ского пространства;

-   выполнять работу
в контрастном коло­
рите

Индивиду­альная про­верка

Модели раке­ты, фотогра­фии и рисунки на тему космоса

 

 

30

Рисование с нату­ры «Ветка вербы» (акварель)

1

Рисование с натуры

Развитие способно­стей выражать чувст­во восхищения от красоты родной при­роды в рисунке, уме­ний анализировать пропорции, очертания и цветовую гамму. Воспитание любви к красоте весенней природы родного края, к Родине

Уметь:

-   передавать простран­
ственное положение
ветки вербы;

-   анализировать про­
порции, очертания

и цветовую окраску веточки вербы

Коллектив­ное обсуж­дение

Ветки вербы

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и

31-32

 

Иллюстрирование

2

Рисование

Развитие зрительной

Уметь выполнить ри-

Коллектив-

Репродукции

 

 

 

 

стихотворения

 

на тему

памяти, наблюдатель-

сунок схематично,

ное обсуж-

картин худож-

 

 

 

 

Дж. Родари «Все-

 

 

ности и внимания.

детально карандашом,

дение,

ников В. Пет-

 

 

 

 

мирный хоровод»

 

 

Воспитание интереса

в колорите

рисунок

рова, В. Сури-

 

 

 

 

(карандаш, гуашь)

 

 

к изобразительному искусству

 

 

кова, И. Репи­на, Ф. Решет­никова и др.

 

 

33

 

Беседа «Весна в

1

Беседа

Развитие умения за-

Уметь:

Коллектив-

Репродукции,

 

 

 

 

произведениях рус-

 

 

мечать в природе пре-

- наблюдать, замечать

ное обсуж-

стихи о весне

 

 

 

 

ских художников»

 

 

красное и анализи-

в природе прекрасное,

дение

 

 

 

 

 

 

 

 

ровать свои впечат­ления.

сравнивать с изо­браженным на полот-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание умения

нах живописцев;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

восхищаться непо-

- анализировать свои

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вторимой красотой

впечатления;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

родной природы

- высказывать свое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

восхищение красотой

 

 

 

 

 

В каждом рисунке- солнце

 

 

 

 

 

родной природы

 

 

 

 

34-35

 

Рисование на тему

2

Рисование

Развитие фантазии,

Уметь:

Коллектив-

Репродукции

 

 

 

 

«Пусть всегда бу-

 

на тему

творческого вообра-

- составлять компо-

ное обсуж-

 

 

 

 

 

дет солнце» (каран-

 

 

жения; формирова-

зиции;

дение

 

 

 

 

(8 часов)

даш, акварель)

 

 

ние умения состав­лять композиции. Воспишше чувства j ордости за свою Родину

-    анализировать ре­
продукции;

-   выполнять рисунок
карандашом и в цвете