Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Литературное
чтение» составлена на основе Программ общеобразовательных учреждений,
рекомендованных департаментом общего среднего образования министерства
образования российской федерации, начальные классы (1 – 4).
Учебник: «Литературное
чтение» 3 класс, Авторы: В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова
Просвещение 2007-2010 год
Программа рассчитана на 102 ч.
Курс литературного чтения призван ввести
ребенка в мир художественной литературы
и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой
художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и
многогранности. Литературное чтение
пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных
произведений.
Методические
подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения,
помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения,
когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона
текста. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться образность
художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные
ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.
Учебные программы предполагают такое
содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на
основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и
литературоведческого.
Художественно
- эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и
поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные
тексты. Внимание детей привлекается к
тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно
произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство
окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты,
учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к
действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.
Литературоведческий
принцип в его
преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при
анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ
как общий язык искусства в целом и литературы в частности.
Слово
становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания
словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли,
чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе
произведения, в его реальном контексте,
который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральный
слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться
к выявлению эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка долен, проводиться лишь в той
мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного
образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое
выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные
жанры: сказки, стихи, рассказы, басни.
Курс литературного чтения не
предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у
младших школьников еще нет достаточной
начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Таким образом,
литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена
единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.
Программа по чтению для младших
школьников четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых
навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного
чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой
деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя,
осуществляемого как умственное действие,
протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения на первом году
обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на
уровне слова, на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя,
на третьем году обучения - наращивание скорости чтения и овладение
рациональными приемами чтения.
Параллельно с формированием беглого
чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по формированию
умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся
овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные
задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу
приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
При
обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями
литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о
теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров.
Отличительной
особенностью программы литературоведческого чтения является введение в ее
содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного
отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс
обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им
воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных
творческих способностей.
Литература относится к наиболее
сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого
носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение
художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают
у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного
произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением
ребенка воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.
Таким образом, курс литературного чтения
нацелен на решение следующих основных
задач:
Ø Развивать
у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
Ø Учить
детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,
выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное
мышление учащихся;
Ø Развивать
поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений
изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
Ø Формировать
потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному
творчеству, творчеству писателей;
Ø Обеспечивать
достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня
сложности;
Ø Обеспечивать
развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
Ø Работать
с различными видами текстов.
Для
углубления читательского опыта детей в программу вводятся отдельные
произведения, которые затем повторяются в программе 5-8 классов.
Неотъемлемой
частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится
в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.
Программа
3 класс (102ч.)
Устное
народное творчество (10ч.)
Народные сказки
(«Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван Царевич и серый
волк», «Никита Кожемяка»).
Былины («Добрыня
Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей
Разбойник»).
Страницы русской
классики (39ч.)
Поэтические тетради.
1. Ф.И. Тютчев
(«Люблю грозу в начале мая..»; «Листья»); А.А.Фет («Мама! Глянь-ка из окошка..»;
«Зреет рожь..»); А.К.Толстой («Звонче жаворонка
пенье..»; «Где гнуться над омутом лозы..»; «Вот уж снег последний в поле
тает..»); А.Н. Майков («Весна»; «Колыбельная песня»; «Летний дождь»).
2. И.С.Никитин («Полно, степь
моя, спать беспробудно..»; «Утро»; «Встреча зимы»); А.Н.Плещеев («Весна»; «Мой садик»); И.З.Суриков
(«Детство»; «Зима»); С.Д.Дрожжин («Песня Микулы Селяниновича»; «В
крестьянской семье»; «Деревня»).
3. Н.А.Некрасов («Славная
осень!»; «Перед дождем»; «Не ветер бушует над бором..»;
«Дедушка Мазай и зайцы»); С.М.Соловьев
(«Смерть птички»); К.Д.Бальмонт («Осень»; «От птицы к
птице..»; «Золотое слово»); И.А.Бунин («Детство»;
«Полевые цветы»; «На проселке»; «Густой зеленый ельник у дороги»).
4. Саша Черный
(«Что ты тискаешь утенка..»; «Воробей»; «Слон»_; А.А.Блок («Ветхая избушка»; «Сны»; «Ворона»); С.А.Есенин («Черемуха»; «Воробышки»).
5. С.Я.Маршак («Голос в
лесу»; «Гроза днем»); А.Л.Барто («Разлука»; «В театре»);
С.В.Михалков ( «Если..»;
«Рисунок»); Е.А.Благинина («Кукушка»).
А.С.Пушкин
(«Уж небо осенью дышало..»; «В тот год осенняя
погода..»; «За весной, красной природы…»; «Опрятней модного паркета..»; «Зимнее
утро»; «Зимний вечер»; «Сказка о царе Салтане..»); И.А.Крылов («Мартышка и очки»; «Зеркало и Обезьяна»;
«Ворона и Лисица»); М.Ю.Лермонтов («Утес»; «Горные
вершины»; «Два великана»; «Осень»); Л.Н.Толстой
(«Акула»; «Прыжок»; «Лев и собачка»; «Какая бывает роса на траве»; «Куда
девается вода из моря»; «Детство»); А.И.Куприн
(«Слон»).
Литературные сказки (8ч.)
В.Ф.Одоевский
(«Мороз Иванович»); С.Т.Аксаков («Аленький
цветочек»); В.М.Гаршин («Лягушка- путешественница);
Д.Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»).
Любимые
детские писатели (38ч.)
Были- небылицы.
М.Горький
(«Случай с Евсейкой»); К.Г.Паустовский
(«Растрепанный воробей»); В.П. Катаев («Дудочка и кувшинчик»); В.В.Медведев («Как Воробьенок придумал голосами меняться..») С.Я.Маршак
(«Двенадцать месяцев»).
Люби живое.
М.М.Пришвин
(«Моя Родина»); И.С.Соколов- Микитов («Листопадничек»); В.И.Белов
(«Рассказы про Мальку»); В.В.Бианки («Мышонок Пик»); Б.С.Житков («Про обезьянку»); В.Л.Дуров
(«Наша Жучка»).
Собирай по ягодке -
наберешь кузовок.
Б.В. Шергин («Собирай
по ягодке..»); А.П.Платонов
(«Цветок на земле»; «Еще мама»); В.Г.Распутин («Мама
куда- то ушла»); Н.Н.Носов («Федина задача»;
«Телефон»).
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».
Ю.И.Ермолаев
(«Проговорился»); Г.Б. Остер («Вредные советы»; «как получаются легенды»);
Роман Сеф («Веселые стихи»).
Зарубежная литература (10ч.)
Мифы и легенды древне
Греции («Рождение героя»; «Храбрый Персей»).
Братья Гримм («Принц- лягушонок..»); Ш.Перро (Рике с хохолком»); Г.Х.Андерсен
(«Гадкий утенок»).
Требования
к развитию речевых умений и навыков
при
работе с текстом к концу 3 класса
Ø Правильное,
сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами.
Соотнесение интонации с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70-75 слов
в минуту
Ø Подробный,
выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и
иллюстраций
Ø Установление
последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых
в нем событий; подкрепление правильных ответов на вопросы выборочным чтением
Ø Самостоятельное
деление текста на законченные смысловые части и выделение в них главного;
определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом
Ø Составление
плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.
Словесное рисование картин к художественным текстам.
Ø Самостоятельное
нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих
лиц, природы и описания событий
Ø Сопоставление
и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей
действующих лиц, оценка их поступков
Ø Внимание
к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых
в нем
Ø Ориентировка
в учебной книге.