Пояснительная записка

 

Статус документа

Примерная программа по математике создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Курс математики для начальной школы I-IV классов является частью единого непрерывного курса математики I – IX классов, который разрабатывается с позиций комплексного развития личности ученика, гуманизации и гуманитаризации математического образования.

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а так же основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.

Наряду с этим, важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление обучающихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами. Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.

Рабочая программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить,  выяснять сходства и различия в рассматривае­мых фактах, применять знания в практической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сбли­жено во времени.

Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

Ведущие принципы обучения математике в младших классах – учёт возрастных особенностей обучающихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоения знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков.

Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков, способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

Основные содержательные линии

         Основу курса математики в 3 классе составляет табличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление, изучение нумерации чисел в пределах 1000 и четыре арифметических действия с числами в пределах 1000.

Рабочая программа предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений.

При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко сформулированной последовательности шагов, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого алгоритма сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы, план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой  «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы, времени и работа над их усвоением.

Перед изучением внетабличного умножения и деления обучающиеся знакомятся с разными способами умножения суммы на число. Изученные свойства действий используются также для рационализации вычислений, когда речь идет о нахождении значений выражений, содержащих несколько действий.

Особое внимание в рабочей программе заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. Эти правила вводятся постепенно, начиная с первого класса, когда обучающиеся уже имеют дело с выражениями, содержащие только сложение и вычитание. Правила о порядке выполнения действий усложняются при ознакомлении с умножением и делением в теме «Числа от 1 до 100». В дальнейшем рассматриваются новые для обучающихся правила о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих две пары скобок или два действия внутри скобок. Эти правила иллюстрируются довольно сложными примерами, содержащими сначала 2 – 3 действия, а затем 3 – 4 арифметических действия.

Следует подчеркнуть, что правила о порядке выполнения действий – один из сложных и ответственных вопросов курса математики в 3 классе. Работа над ним требует многочисленных, распределенных во времени тренировочных упражнений. Умение применять эти правила в практике вычислений вынесены в основные требования программы на конец обучения в начальной школе.

Важной особенностью курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Именно на простых текстовых задачах обучающиеся знакомятся и со связью между такими величинами, как цена – количество – стоимость; нормы расходы материала на одну вещь – число изготовленных вещей – общий расход материала; длина сторон прямоугольника и его площадь.       

Такие задачи предусмотрены рабочей программой каждого года обучения. Система в их подборе и расположении их во времени построена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимообратных.

Обучающиеся учатся анализировать содержание задачи, выбирать действия при решении задач каждого типа, обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Важно, чтобы обучающиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них. Работе над задачей можно придать творческий характер, если изменить вопрос задачи или ее условие.  

Серьезное значение уделяется обучению реше­нию текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у обучающихся интерес к математическим зна­ниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.

Включение в программу элементов алгебраической пропедев­тики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, спо­собствует развитию абстрактного мышления у учащихся.

         Цели обучения

развитие образного и логического мышления, воображения;

формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

освоение основ математических знаний, формирование первоначальных

представлений о математике;

воспитание интереса к математике, стремления использовать

математические знания в повседневной жизни.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение курса математики в 3 классе отводится 4 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 136 часов.

Рабочая программа  составлена по государственной программе «Математика» 3 класс по учебному комплексу М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И Волковой, С.В. Степановой.

Для реализации рабочей программы на уроках математики используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы.

В рамках представленной программы, ученику предлагается овладеть содержанием учебного материала на трёх уровнях, выполняя задание не столько репродуктивного характера, сколько конструктивного и творческого, включая тем самым каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания математики у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности:

♦ выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);

♦ выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;

♦ определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные

признаки;

♦ формировать речевые математические умения и навыки, высказывать

суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;

♦ выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.

♦ развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;          

♦ осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок;

♦ сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений.

♦ формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений:

табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них.

Одна из важнейших задач – уметь пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания трехзначных чисел, умножения и деления трехзначного числа на однозначное.

Результаты обучения

Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса.

В конце 3 класса обучающиеся должны знать:

• названия и последовательность чисел в пределах 1000;

• названия компонентов и результатов умножения и деления в пределах 100;

• таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

• правила порядка выполнения действий в выражениях в 2 – 3 действия (со скобками и без них).

         Обучающиеся должны уметь:

• читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;

• выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;

• выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;

• выполнять проверку вычислений;

• вычислять значения числовых выражений, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них);

• решать задачи в 1 – 3 действия;

• находить периметр и площадь многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа

 

Учебная дисциплина

Класс

Программа, кем рекомендо

вана и когда

Тип программы

(государст-венная, авторская)

Кол–во часов в неделю, общее

кол–во часов

Базовый учебник

Методи

ческое обеспе-чение

Дидакти

ческое обеспече-ние

Матема-тика

3

Программа

авторов М. И.

Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова,

С. И. Волкова Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Государственная

4 часа в неделю, 136 ч. в год

М. И. Моро

Матема-тика

Учебник. Методическое пособие

О. И.

Дмитриева

«Поуроч-ные разработки по математи-

ке»

С. И. Волкова «Рабочая тетрадь»

Набор таблиц по математи-ке. Тетрадь по матем. 1 и 2 части

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Сроки изучения темы

Контрольные и диагностические работы

Сроки проведе

ния

Примечания

1

Раздел 1 (модуль 1)

Повторение. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.

10

 

Контрольная работа №1

 

 

2

Раздел 2 (модуль 2)

Умножение и деление (общие вопросы).

13

 

Контрольная работа №2

 

 

3

Раздел 3 (модуль 3)

Табличное умножение и деление (продолжение).

44

 

Контрольная работа №3

Контрольная работа №4

Контрольная работа №5

 

 

4

Раздел 4 (модуль 4)

Внетабличное умножение и деление.

32

 

Контрольная работа №6

Контрольная работа №7

Контрольная работа №8

 

 

5

Раздел 5 (модуль 5)

Нумерация чисел в пределах 1000. Устные приемы сложения и вычитания в пределах 1000

14

 

Контрольная работа №9

 

 

6

Раздел 6 (модуль 6)

Приемы письменного сложения и вычитания в пределах 1000

9

 

Контрольная работа №10

 

 

7

Раздел 7 (модуль 7)

Нумерация чисел в пределах 1000. Устные и письменные приемы умножения и деления чисел в пределах 1000

14

 

Контрольная работа №11

 

 

 

Всего

136

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование курса математики

3 класс

 

Раздел № 1 (модуль 1)

 

Тема: Повторение за курс 2 класса. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.

Комплексно - дидактическая цель: в результате повторения изученного материала обучающиеся должны

Знать:

-     названия и последовательность чисел от 1 до 100;

-     таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;

-     правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих сложение и вычитание;

-     название компонентов действий и зависимость между ними

Уметь:

1 - 2 уровень

-     находить сумму и разность чисел в пределах 100 (устно и письменно);

-     решать задачи в 1 - 2 действия;

-     обозначать фигуры латинскими буквами; чертить фигуры, отрезок

-     сравнивать числа в пределах 100;

3 уровень

-     применять знания в различных ситуациях;

-     составлять задачи по краткой записи, схеме, рисунку;

-     находить закономерность.

Развивать:

Учебно - организационные умения

-     работать в паре, в группе;

-     работать с памятками, алгоритмами;

-     оценивать себя и товарища.

Учебно - коммуникативные умения

-     рассуждать; отвечать на вопросы;

-     математическую речь.

Учебно - интеллектуальные умения

-     сравнивать;

-     систематизировать;

-     выделять главное; логическое мышление.

Воспитывать:

-     интерес к предмету;

-     чувство взаимовыручки;

-     аккуратность в работе

 

 

 

 

 

 

Раздел темы №1 «Повторение. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.»

 

 

№ те

мы

 

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примеча-

ния

№1

Сложение и вычитание

1

Закрепления знаний

Фронтальный опрос

 

 

№2

Сложение и вычитание

1

Комплексного применения ЗУН

Самоконтроль

 

 

№3

Сложение и вычитание

1

Обобщения и систематизации знаний

Взаимоконт

роль

 

 

№4

Решение уравнений

1

Закрепления знаний

Фронтальный опрос

 

 

№5

Решение уравнений

1

Комплексного применения ЗУН

Самоконтроль

 

 

№6

Решение уравнений

1

Обобщения и систематизации знаний

Взаимоконт

роль

 

 

№7

Обозначение геометрических фигур буквами

1

Закрепления знаний

Математичес

кий диктант

 

 

№8

Сложение и вычитание чисел в пределах 100

1

Закрепления знаний

Самостоятель

ная работа

 

 

№9

Сложение и вычитание чисел в пределах 100

1

Комплексного применения ЗУН

Взаимопроверка

 

 

№10

Контрольная работа №1 по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100»

1

Проверки и оценки ЗУН

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 2 (модуль 2)

 

Тема: Умножение и деление

Комплексно - дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны

Знать:

-     конкретный смысл и свойства умножения и деления;

-     названия компонентов и результатов этих действий;

-     взаимосвязь между компонентами и результатами действий (при умножении);

-     правило нахождения периметра;

-     четные и нечетные числа;

-     порядок выполнения действий, содержащих 2-3 действия

Уметь:

1 уровень

-     объяснять конкретный смысл умножения, деления;

-     строить на клетчатой бумаге прямоугольник и находить его периметр;

-     решать задачи в 1 - 2 действия на умножение и деление

2 уровень

-     выполнять умножение и деление чисел на уровне автоматизированного навыка;

-     устанавливать взаимосвязь между компонентами при умножении и делении, выполняя проверку;

-     определять порядок действий и производить вычисления;

-     применять переместительное свойство умножения для рационализации вычислений

3 уровень

-     составлять и решать задачи по схеме, выражению, рисунку;

-     находить закономерность;

-     составлять и решать выражения с неизвестными числами

Развивать:

Учебно - организационные умения

-    самостоятельно работать с учебником, карточкой;

-    оценивать себя и товарища;

-    работать в паре, в группе

Учебно - коммуникативные умения

-     четко излагать свои мысли;

-     математическую речь;

-     рассуждать

Учебно - интеллектуальные умения

-     группировать;

-     пространственное и творческое мышление;

-     сравнивать

Воспитывать:

-     культуру поведения при работе в парах, группах;

-     бережное отношение к хлебу через содержание учебного материала

Раздел темы №2 «Умножение и деление»

 

 

№ те

мы

 

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примеча-

ния

№1

Умножение. Задачи на умножение.

1

Закрепления знаний

Фронтальный опрос

 

 

№2

Связь между компонентами и результатом умножения

1

Закрепления знаний

Взаимоконт

роль

 

 

№3

Четные и нечетные числа

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№4

Таблица умножения трех, на 3 и соответствующие случаи деления

1

Изучения и первичного закрепления

Математичес

кий диктант

 

 

№5

Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость

1

Закрепления знаний

Фронтальный опрос

 

 

№6

Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость

1

Закрепления знаний

Взаимоконт роль

 

 

№7

Порядок выполнения действий

1

Изучения и первичного закрепления

Индивидуаль

ные задания

 

 

№8

Порядок выполнения действий

1

Закрепления знаний

Самопроверка

 

 

№9

Порядок выполнения действий

1

Комплексного применения ЗУН

Взаимопроверка

 

 

№10

Умножение. Задачи на умножение

1

Закрепления знаний

Самостоятель

ная работа

 

 

№11

Умножение. Порядок выполнения действий

1

Комплексного применения ЗУН

 

 

 

№12

Решение задач на умножение. Порядок выполнения действий

1

Обобщения и систематизации знаний

 

 

 

№13

Контрольная работа №2 по теме «Порядок выполнения действий»

1

Проверки и оценки ЗУН

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 3 (модуль 3)

Тема: Табличное умножение и деление

Комплексно -дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны

Знать:

-     таблицу умножения и соответствующие случаи деления;

-     способы проверки умножения и деления;

-     связь между компонентами пи действиях умножения и деления;

-     задачи на зависимость между величинами; что такое круг, окружность, центр; -     единицы площади, соотношения между ними;

-     единицы измерения времени, длины

Уметь:

1 уровень

-     выполнять устные и письменные вычисления табличных случаев умножения и деления;

-     выполнять проверку вычислений при умножении и делении;

-     вычислять площадь прямоугольника;

-     выполнять объект операции на основе изучения геометрических фигур, предметов и действий;

-     строить окружность с заданным радиусом;

-     пользоваться календарем, определять время по часам

2 уровень

-     устанавливать признаки сходства и различия между объектами операций и результатами;

-    группировать фигуры по признакам;

3 уровень

-    устанавливать   сходство   и   различие   между   формулами   нахождения   периметра  и площади;

-    составлять задачи по рисунку, по выражению, по краткой записи

-    решать логические задания

Развивать:

Учебно - организационные умения

-     работать по алгоритму, по формуле;

-     работать в паре, в группе;

-     оценивать себя и товарища

Учебно - коммуникативные умения

-  рассуждать;

-  четко излагать свои мысли;

Учебно - интеллектуальные умения

-     анализировать;

-     сравнивать;

-     группировать.

Воспитывать:

-     здоровый образ жизни через содержание учебного материала;

-     правила поведения на улице через содержание учебного материала.

Раздел темы №3 «Табличное умножение и деление»

 

 

№ те

мы

 

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примеча-

ния

№1

Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость 

 

 

№2

Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления

1

Закрепления знаний

Взаимодиктант

 

 

№3

Задачи на увеличение числа в несколько раз

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№4

Задачи на увеличение числа в несколько раз

1

Закрепления знаний

Фронтальный опрос

 

 

№5

Задачи на уменьшение числа в несколько раз

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№6

Задачи на уменьшение числа в несколько раз

1

Закрепления знаний

Фронтальный опрос

 

 

№7

Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления

1

Изучения и первичного закрепления

Математичес

кий диктант

 

 

№8

Задачи на кратное сравнение

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№9

Задачи на кратное сравнение

1

Закрепления знаний

Индивидуаль

ные задания  

 

 

№10

Решение задач

1

Комплексного применения ЗУН

 

 

 

№11

Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№12

Контрольная работа №3 по теме «Решение задач»

1

Проверки и оценки ЗУН

Контрольная работа

 

 

№13

Работа над ошибками

1

Коррекции ЗУН

Индивидуаль

ные задания  

 

 

№14

Решение задач на умножение и деление

1

Комплексного применения ЗУН

Фронтальный опрос

 

 

№15

Решение задач умножение и деление

1

Обобщения и систематизации знаний

 

 

 

№16

Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№17

Решение задач и примеров на  умножение и деление

1

Комплексного применения ЗУН

Математичес

кий диктант

 

 

№18

Решение задач и примеров на  умножение и деление

1

Обобщения и систематизации знаний

Проверочная работа

 

 

№19

Площадь. Единицы площади

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№20

Квадратный сантиметр.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№21

Нахождение площади прямоугольника

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№22

Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления

1

Изучения и первичного закрепления

Математичес

кий диктант

 

 

№23

Решение задач и примеров на  умножение и деление

1

Закрепления знаний

Взаимоконт

роль

 

 

№24

Решение задач и примеров на  умножение и деление

1

Комплексного применения ЗУН

 

 

 

№25

Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№26

Квадратный дециметр

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№27

Таблица умножения.

1

Обобщения и систематизации знаний

Взаимоконт

роль

 

 

№28

Решение задач.

1

Обобщения и систематизации знаний

 

 

 

№29

Квадратный метр.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№30

Решение задач.

1

Закрепления знаний

 

 

 

№31

Решение задач.

1

Комплексного применения ЗУН

Проверочная работа

 

 

№32

Нахождение площади прямоугольника

1

Обобщения и систематизации знаний

Индивидуаль

ные задания

 

 

№33

Контрольная работа №4 по теме «площадь фигур»

1

Проверки и оценки ЗУН

Контрольная работа

 

 

№34

Умножение на 1.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№35

Умножение на 0.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№36

Случаи деления вида

6 : 6, 6 : 1

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№37

Деление нуля на число

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№38

Умножение на 1 и 0. Деление нуля на число. Деление вида 6 : 6, 6 : 1

1

Закрепления знаний

Проверочная работа

 

 

№39

Контрольная работа №5 по теме «Табличные случаи умножения и деления»

1

Проверки и оценки ЗУН

Контрольная работа

 

 

№40

Доли.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№41

Круг. Окружность.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№42

Диаметр окружности (круга)

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№43

Единицы времени: год, месяц, часы.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

№44

Единицы времени: сутки

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 4 (модуль 4)

 

Тема: Внетабличное умножение и деление

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны

Знать:

-     алгоритм умножения и деления суммы на число;

-     распределительное свойство умножения;

-     устные приемы внетабличного умножения и деления

Уметь:

] уровень

-     умножать и делить на однозначное число в пределах 100;

-     умножать и делить сумму на число;

-     делить двузначные числа на однозначные;

-     решать уравнения;

-     находить значения выражений, содержащих числовые и буквенные значения;   -     делить с остатком

2 уровень

-     понимать взаимосвязь между компонентами  и результатами действий умножения и деления;

-     работать по алгоритму;

-     решать составные задачи

3 уровень

-     выполнять задания творческого характера;

-     составлять задачи по рисунку, схеме

Развивать:

Учебно – организационные умения

-     работать в паре, в группе;

-     работать с памятками, алгоритмами

Учебно – коммуникативные умения

-     отвечать на вопросы;

-     ставить вопросы;

-     поддерживать беседу

Учебно - интеллектуальные

-     умения выделять главное;

-     группировать;

-     классифицировать;

-     сравнивать

Воспитывать:

-     правила поведения в общественных местах через содержание учебного материала;

-    ответственность за результаты своего труда и труда товарища

 

 

 

Раздел темы №4 «Внетабличное умножение и деление»

 

 

№ те

мы

 

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примеча-

ния

№1

Умножение и деление круглых чисел

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

Математичес

кий диктант

 

 

№2

Случаи деления вида

80 : 20

1

Изучения и первичного закрепления

Тест

 

 

№3

Умножение суммы на число

1

Изучения и первичного закрепления

Индивидуаль

ные задания

 

 

№4

Умножение суммы на число

1

Закрепления знаний

 

 

 

№5

Умножение двузначного числа на однозначное (23 х 4);

(4 х 23)

1

Изучения и первичного закрепления

Фронтальный опрос

 

 

№6

Умножение двузначного числа на однозначное (23 х 4);

(4 х 23)

1

Закрепления знаний

 

 

 

№7

Решение задач

1

Комплексного применения ЗУН

Индивидуаль

ные задания

 

 

№8

Выражения с переменной

1

Закрепления знаний

Проверочная работа

 

 

№9

Контрольная работа №6 по теме «Умножение и деление круглых чисел»

1

Проверки и оценки ЗУН

Контрольная работа

 

 

№10

Деление суммы на число

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

 

№11

Деление суммы на число

1

Закрепления знаний

 

 

 

№12

Деление двузначного числа на однозначное (78 : 2); (69 : 3)

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

 

№13

Взаимосвязь между компонентами деления

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

 

№14

Проверка деления

1

Закрепления знаний

Математичес

кий диктант

 

 

№15

Случаи деления вида

87 : 29

1

Изучения и первичного закрепления

Индивидуаль

ные задания

 

 

№16

Проверка умножения

1

Закрепления знаний

Фронтальный опрос

 

 

№17

Решение уравнений

1

Закрепления знаний

Взаимопроверка

 

 

№18

Решение уравнений

1

Закрепления знаний

Проверочная работа

 

 

№19

Умножение и деление двузначного числа на однозначное. Решение задач.

1

Комплексного применения ЗУН

Индивидуаль

ные задания

 

 

№20

Умножение и деление двузначного числа на однозначное. Решение задач.

1

Обобщения и систематизации знаний

Индивидуаль

ные задания

 

 

№21

Контрольная работа №7 по теме «Внетабличное умножение и деление»

1

Проверки и оценки ЗУН

Контрольная работа

 

 

№22

Деление с остатком

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

 

№23

Деление с остатком

1

Закрепления знаний

Фронтальный опрос

 

 

№24

Деление с остатком

1

Закрепления знаний

Взаимопроверка

 

 

№25

Деление с остатком методом подбора

1

Закрепления знаний

Индивидуаль

ные задания

 

 

№26

Задачи на деление с остатком

1

Изучения и первичного закрепления

Взаимоконт

роль

 

 

№27

Случаи деления, когда делитель больше делимого

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

 

№28

Проверка деления с остатком

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

 

№29

Деление с остатком

1

Закрепления знаний

Индивидуаль

ные задания

 

 

№30

Задачи на деление с остатком

1

Комплексного применения ЗУН

Самостоятель

ная работа

 

 

№31

Задачи на деление с остатком

1

Обобщения и систематизации знаний

Взаимопроверка

 

 

№32

Контрольная работа №8 по теме «Деление с остатком»

1

Проверки и оценки ЗУН

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 5 (модуль 5)

 

Тема: Нумерация чисел в пределах 1000. Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 1000

Комплексно - дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны

Знать:

-     названия и последовательность чисел в натуральном ряду от 1 до 1000

-     поместное значение цифр в записи числа;

-     римскую нумерацию;

-     алгоритм устного сложения и вычитания трехзначных чисел;

-     единицы массы

Уметь:

1  уровень

-     называть последовательно числа до 1000;

-     трехзначные числа представлять в виде сумм разрядных слагаемых;

-     выполнять устные вычисления

2 уровень

-     сравнивать трехзначные числа;

-     устанавливать сходство и различие многозначных чисел (123, 132, 231, 321..);

-     группировать многозначные числа по мере возрастания и убывания

3 уровень

-     самостоятельно  вывести  и  предложить  свой  алгоритм  устного  приема сложения вычитания многозначных чисел;

-    предлагать свой вариант решения

Развивать:

Учебно – организационные умения

-    работать в паре, в группе;

-    составлять алгоритм;

-    работать с алгоритмом;

-    оценивать себя и товарища

Учебно - коммуникативные умения

-     слушать;

-     рассуждать;

-     доказывать

Учебно – интеллектуальные

-     умения группировать;

-     классифицировать;

-     сравнивать

Воспитывать:

-     уважение к людям труда через содержание учебного материала;

-     желание совершенствовать свои интеллектуальные и нравственные способности

 

Раздел темы №5 «Нумерация чисел в пределах 1000. Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 1000»

 

 

№ те

мы

 

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примеча-

ния

№1

Устная нумерация чисел в пределах 1000

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

 

№2

Устная нумерация чисел в пределах 1000

1

Закрепления знаний

Фронтальный опрос

 

 

№3

Устная нумерация чисел в пределах 1000

1

Комплексного применения ЗУН

 

 

 

№4

Письменная нумерация чисел в пределах 1000

1

Обобщения и систематизации знаний

Самостоятель

ная работа

 

 

№5

Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

 

№6

Письменная нумерация чисел в пределах 1000

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

 

№7

Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Устные приемы вычислений

1

Закрепления знаний

Взаимоконт

роль

 

 

№8

Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Сравнение трехзначных чисел

1

Закрепления знаний

Фронтальный опрос

 

 

№9

Письменная нумерация чисел в пределах 1000.

1

Комплексного применения ЗУН

 

 

 

№10

Римские цифры.

1

Изучения и первичного закрепления

Индивидуаль

ные задания

 

 

 

№11

Единицы массы – грамм.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

 

№12

Нумерация чисел. Приемы устных и письменных вычислений.

1

Комплексного применения ЗУН

Взаимпроверка

 

 

№13

Решение задач.

1

Обобщения и систематизации знаний

Самостоятель

ная работа

 

 

№14

Контрольная работа №9 по теме «Порядок дейст вий. Решение задач»

1

Проверки и оценки ЗУН

Контрольная работа

 

 

Раздел № 6 (модуль 6)

 

Тема: Приемы письменного сложения и вычитания чисел от 1 до 1000

Комплексно - дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны

Знать:

-     приемы устного и письменного сложения и вычитания;

-     взаимосвязь между компонентами;

-     правило о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них: алгоритм письменного сложения и вычитания трехзначных чисел;

-     виды треугольников

Уметь:

1 уровень

-     выполнять устные и письменные вычисления на сложение и вычитание в пределах 1000;

-     выполнять проверку вычислений;

-     находить значение выражений, содержащих 1 - 2 (3) действия;

-     решать составные задачи

2 уровень

-     исследовать приемы устного и письменного сложения и вычитания в пределах 1000;

-     пользоваться алгоритмом;

-     определять и оценивать положительные    и отрицательные аспекты    при сложении и вычитании трехзначных чисел

3 уровень

-     разгадывать ребусы, магические квадраты;

-     решать задачи на смекалку;

-     выявлять закономерности

Развивать:

Учебно – организационные умения

-     самостоятельно работать с учебником;

-     работать в паре, в группе;

-     работать с алгоритмами;

-     оценивать себя и товарища

Учебно - коммуникативные умения

-     рассуждать;

-     ставить вопросы;

Учебно - интеллектуальные умения

-     анализировать;

-     исследовать;

-     группировать;

-     классифицировать

Воспитывать:

-     культуру речи и общения;

-     интерес к творчеству, науке через содержание учебного материала

Раздел темы №6 «Приемы письменного сложения и вычитания

чисел от 1 до 1000»

 

 

№ те

мы

 

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примеча-

ния

№1

Приемы устных вычислений

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

 

№2

Приемы устных вычислений

1

Изучения и первичного закрепления

 

 

 

№3

Приемы устных вычислений (470 + 80)

1

Изучения и первичного закрепления

 

 

 

№4

Приемы устных вычислений (260 + 310)

1

Изучения и первичного закрепления

Математичес

кий диктант

 

 

№5

Приемы письменных вычислений трехзначных чисел

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

 

№6

Приемы письменных вычислений трехзначных чисел

(356 + 272)

1

Изучения и первичного закрепления

Взаимоконт

роль

 

 

№7

Приемы письменных вычислений трехзначных чисел

(637 - 273)

1

Изучения и первичного закрепления

Самостоятель

ная работа

 

 

№8

Виды треугольников.

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

 

№9

Контрольная работа №10 по теме «Нумерация в пределах 1000.»

1

Проверки и оценки ЗУН

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 7 (модуль 7)

Тема: Нумерация чисел в пределах 1000. Устные и письменные приемы умножения и деления чисел в пределах 1000

Комплексно - дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны

Знать:

-     приемы устного и письменного умножения и деления;

-     взаимосвязь между компонентами;

-     правило о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них;

-     алгоритм   устного   и   письменного      умножения   и   деления   трехзначного   числа   на однозначное

Уметь:

1 уровень

-     выполнять устные и письменные вычисления на умножение и деление   трехзначного числа на однозначное;

-     выполнять проверку вычислений;

-     находить значение выражений, содержащих 1 - 2 (3) действия;

-     решать составные задачи

2 уровень

-     исследовать приемы устного и письменного умножения и деления трехзначного числа на однозначное;

-     пользоваться алгоритмом;

-     определять и оценивать положительные   и отрицательные аспекты   при умножении и делении трехзначного числа на однозначное

3 уровень

-     разгадывать ребусы, магические квадраты;

-     решать задачи на смекалку;

-     выявлять закономерности

Развивать:

Учебно - организационные умения

-     работать в паре, в группе;

-     работать с алгоритмами;

-     оценивать себя и товарища

Учебно - коммуникативные умения

-     рассуждать;

-     ставить вопросы;

-     слушать

Учебно - интеллектуальные умения

-     анализировать;

-     исследовать;                                                                                                    

-     группировать;

-     классифицировать

Воспитывать:

-     культуру речи и общения;

-     трудолюбие через содержание учебного материала

Раздел темы №7 Нумерация чисел в пределах 1000. Устные и письменные приемы умножения и деления чисел в пределах 1000

 

 

№ те

мы

 

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примеча-

ния

№1

Умножение и деление (приемы устных вычислений)

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

 

№2

Умножение и деление (приемы устных вычислений)

1

Закрепления знаний

Взаимоконт

роль

 

 

№3

Умножение и деление (приемы устных вычислений)

1

Закрепления знаний

Индивидуаль

ные задания

 

 

№4

Умножение и деление (приемы устных вычислений)

1

Комплексного применения ЗУН

Самоконтроль

 

 

№5

Умножение и деление (приемы устных вычислений)

1

Обобщения и систематизации знаний

Самостоятель

ная работа

 

 

№6

Приемы письменного умножения в пределах 1000

1

Изучения и первичного закрепления

Обучаемость

 

 

 

№7

Приемы письменного умножения в пределах 1000

1

Закрепления знаний

Взаимоконт

роль

 

 

№8

Приемы письменного умножения в пределах 1000

1

Комплексного применения ЗУН

Индивидуаль

ные задания

 

 

№9

Приемы письменного деления в пределах 1000

1

Обобщения и систематизации знаний

Обучаемость

 

 

 

№10

Приемы письменного деления в пределах 1000

1

Изучения и первичного закрепления

Взаимоконт

роль

 

 

№11

Приемы письменного деления в пределах 1000

1

Закрепления знаний

Самостоятель

ная работа

 

 

№12

Приемы письменного умножения и деления в пределах 1000

1

Комплексного применения ЗУН

Тест

 

 

№13

Контрольная работа №11 по теме «Умножения и деления в пределах 1000.»

1

Проверки и оценки ЗУН

Контрольная работа

 

 

№14

Работа над ошибками

1

Коррекции знаний 

Самоконтроль

 

 

 

 

 

Контрольные параметры оценки достижений ГОС

по математике 3 класс

(2010-2011 учебный год)

Периоды

Формы контроля

1

период

2

период

3

период

4

период

5

период

6

период

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

Тест

 

 

 

 

 

 

 

Прохождение программы по математике

в 3 классе 2010 – 2011 уч. год

 

Периоды

1 период

2 период

3 период

4 период

5 период

6 период

Выполнение

программы

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

21

 

21

 

22

 

24

 

24

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы по реализации программы

Для учителя:

1. М. И. Моро «Математика» 3 класс.

2. С. И. Волкова «Рабочая тетрадь» 3 класс.

3. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Контрольные и проверочные работы по      математике».

4. О. И. Дмитриева «Поурочные разработки по математике».

5. Тесты, самостоятельные работы.

 

Для ученика:

1. М. И. Моро «Математика» 3 класс.

2. С. И. Волкова «Рабочая тетрадь» 3 класс, 1 и 2 часть.