Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке в 3-х классах составлена на основе федерального
государственного стандарта общего образования (2004г.), примерной программы
начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по
музыке: «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. (М.:«Просвещение», 2007–128 с.; 3 кл.-с.12-15) в
соответствии с базисным учебным планом
общеобразовательного учреждения (2004г.)
Рабочая программа ориентирована на
использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 класса
начальной школы – М.: Просвещение, 2007.
- Критская
Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая
тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2007.
- Хрестоматия музыкального материала к
учебнику «Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская,
Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-
М.: Просвещение, 2004;
-
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».3 класс. (аудиокассеты)
- Методика
работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.:
Просвещение, 2002.
Рабочая
программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Предмет музыка в 3 классе начальной
школы имеет целью формирование
музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников,
введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными
произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей
и задач:
-
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное
восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к
своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре
разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и
первоначальных знаний о музыке;
- развитие
интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих
способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- овладение
практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении,
слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах,
музыкально-пластическом движении и импровизации.
В программе также заложены возможности
предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы
отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей
образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными
особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват
широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные
выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки
сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и
изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического
фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.
Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их
восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений,
отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности
музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного
мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение
музыкального искусства учащимися
подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке
и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся
входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;
игра на музыкальных инструментах; инсценирование
(разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;
освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке,
импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на
темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового
концерта.
Авторская программа «не подразумевает
жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы,
уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока,
распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации
учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся
каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных
занятий».*
Предпочтительными формами организации
учебного процесса на уроке являются
групповая,
коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы
проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-концерты, а также, программа
предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения
в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе
обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой
деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование,
инсценирование, музыкальные импровизации), учатся
действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Контроль знаний, умений и навыков
(текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме
устного опроса, тестирования.
Требования к
уровню подготовки учащихся
3 класс
·
обогащение первоначальных представлений учащихся
о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их
языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
·
накопление впечатлений от знакомства с различными
жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
·
выработка умения эмоционально откликаться на
музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения)
миром музыкальных образов;
·
совершенствование представлений о триединстве
музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель;
·
развитие навыков хорового, ансамблевого и
сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций,
накопление песенного репертуара, формирование умений концертного исполнения;
·
освоение музыкального языка и средств музыкальной
выразительности в разных видах детского музицирования;
·
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся
и творческих способностей; умения оценочного восприятия различных явлений музыкального
искусства.
Творчески изучая музыкальное
искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное
эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и
музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или
инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и
мысли человека;
- проявлять
интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
-
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств;
-
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое
впечатление в пении, игре или пластике;
- показать
определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и
воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- передавать
собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов
музыкально-творческой деятельности,
выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную
исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- охотно
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных
музыкальных образов;
-продемонстрировать
знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах,
составах оркестров;
-
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык
народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
-
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при
пении простейших мелодий;
- узнавать
изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных
форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение,
инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Содержание программного материала
I четверть (8 часов)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)
Урок 1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное
проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального
искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и
отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки.
Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.
Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие
картины.
Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная,
инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия,
аккомпанемент). Романс. Лирические образы
в романсах и картинах русских композиторов и художников.
Урок 3.. Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава. Знакомство учащихся с жанром канта. Народные
музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и
различие. Песенность, маршевость.
Солдатская песня. Патриотическая тема в
русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных
жанрах музыки.
Урок
5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное
представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения
отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки
«Иван Сусанин».
Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)
Урок 6. Утро. Звучание окружающей жизни, природы,
настроений, чувств и характера человека. Песенность.
Выразительность и изобразительность в
музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя
молитва» и Э.Грига «Утро».
Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На
прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема
в произведениях М.П.Мусоргского.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных
впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового
интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи
композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского,
Э.Грига, М.Мусоргского).
II четверть (8 часов)
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Урок 10. Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! Введение
учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная
природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии,
изобразительном искусстве.
Урок 11. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! Интонационно-образная природа
музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии,
изобразительном искусстве.
Урок 12. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные
традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное
воскресенье.
Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня
Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве
композиторов. Святые земли Русской.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Урок
14. Настрою гусли на старинный лад (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор
России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного
творчества. Жанр былины.
Урок 15. Певцы
русской старины (Баян. Садко). Лель, мой Лель… Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных
сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти. Накопление и обобщение
музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть.
III
четверть
(11 часов)
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)
Урок 17. Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды.
Народная и профессиональная музыка.
Народные традиции и обряды в музыке русского
композитора Н.Римского-Корсакова.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)
Урок 18. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и
столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения
музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания
произведения. Певческие голоса. Музыкальные
темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
Урок 19. Опера «Орфей и Эвридика». Опера.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».
Урок 20. Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние,
выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и
столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев.
Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова
«Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
Урок 21. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих
чувств, тем, художественных образов.
Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского
«Спящая красавица». Контраст.
Урок 22. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных
образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
Тема раздела: «В концертном зале » (5 ч.)
Урок 23. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель –
слушатель. Жанр инструментального
концерта.
Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.
Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и
исполнители.
Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение
музыкальных впечатлений третьеклассников за 3
четверть.
IV четверть (7 часов)
Тема раздела: «В концертном зале » (1 ч.)
Урок 27. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как
обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие
музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига
«Пер Гюнт».
Урок 28. «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония.
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного
содержания произведений. Контрастные
образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма
(трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)
Урок 29.
Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных
образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и
стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 30. Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова,
С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
Урок 31. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский).
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации,
выраженной в звуках.
|
Выразительность
и изобразительность в музыке. Сходство и
различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.
Урок 32. Прославим радость на земле. Музыкальная
речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на
слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации,
выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.
Урок 33. Радость к солнцу нас зовет. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное
воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов,
передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.
Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год.
Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен
всего учебного года.
Календарно-тематическое
планирование
№ |
Кол-во часов |
Дата проведения по плану |
Дата проведения по факту |
Тема урока |
ЗУН |
Вид контроля |
Домашнее задание |
1 четверть (8
часов). Раздел 1: «Россия – Родина моя» (5 ч.) |
|||||||
1 |
1 |
|
|
Мелодия - душа музыки. |
Знать/понимать:
выразительность
и изобразительность музыкальной интонации, Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное
эмоционально-образное восприятие музыки, показать определенный уровень
развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной
памяти и слуха, певческого голоса. |
входной |
Учить
песню |
2 |
1 |
|
|
Природа и
музыка (романс). Звучащие
картины. |
Знать/понимать: названия изученных жанров (романс), смысл понятий: солист, мелодия,
аккомпанемент, лирика. Уметь: узнавать изученные музыкальные
произведения и называть их авторов,
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы
музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в
музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений
разных видов искусств. |
текущий |
Найти
записи романсов |
3 |
1 |
|
|
Виват,
Россия! (кант). Наша слава – русская держава. |
Знать/понимать:
названия изученных жанров (кант),
смысл понятий: песенность, маршевость. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное
произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; |
текущий |
Иллюстрация
марша |
4 |
1 |
|
|
Кантата «Александр Невский». |
Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов;
названия изученных жанров и форм музыки (кант,
кантата) Уметь: узнавать изученные произведения,
называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и
выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать
знания о различных видах музыки, |
текущий |
Учить песню |
|
||||||||
5 |
1 |
|
|
Опера «Иван Сусанин» |
Знать/понимать: названия изученных произведений и
их авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая
сцена, певец, солист, ария. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной
природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и
изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации
сравнения произведений разных видов искусств. |
текущий |
Иллюстрация |
|
||||||||
Раздел 2: «День,
полный событий» (4 ч.) |
|
|||||||||||||||
6 |
1 |
|
|
Утро |
Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; смысл
понятий: песенность, развитие. Уметь: эмоционально откликнуться на
музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или
пластике; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных
видов музыкально-творческой деятельности,
выступать в роли слушателей. |
текущий |
иллюстрация |
|
||||||||
7 |
1 |
|
|
Портрет в музыке. В каждой
интонации спрятан человек. |
Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; Уметь:
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных
видов искусств; передавать
настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении. |
тематический |
иллюстрация |
|
||||||||
8 |
1 |
|
|
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. |
Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов,
выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность, танцевальность,
маршевость, музыкальная живопись. Уметь: передавать собственные музыкальные
впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой
деятельности, выступать в роли
слушателей; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы
музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в
музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений
разных видов искусств; |
тематический |
иллюстрация |
|
||||||||
2 четверть (8 часов). Раздел 3: «О России
петь – что стремиться в храм» (4 ч.) |
|
|||||||||||||||
9. |
1 |
|
|
Обобщающий урок 1 четверти. |
Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов. Уметь: продемонстрировать
личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность
музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; охотно
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных
музыкальных образов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их
авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную
исполнительскую деятельность и корректировать ее. |
итоговый |
Повторить песни |
|
||||||||
10. |
1 |
|
|
Радуйся, Мария! Богородице Дево,
радуйся! |
Знать/ понимать: образцы духовной музыки,
религиозные традиции. Уметь: продемонстрировать понимание
интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи
выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи
в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; узнавать изученные музыкальные произведения и
называть имена их авторов, определять
и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных
произведениях. |
текущий |
иллюстрация |
|||||||||
11. |
1 |
|
|
Древнейшая песнь материнства Тихая моя, нежная моя, добрая моя
мама! |
Знать/ понимать: образцы духовной музыки,
религиозные традиции. Уметь: продемонстрировать понимание
интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи
выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи
в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально
откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении. |
текущий |
иллюстрация |
|||||||||
12 |
1 |
|
|
Вербное воскресенье. Вербочки. |
Знать/ понимать: образцы духовной музыки, народные
музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Уметь:
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы
музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в
музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений
разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение
и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; |
текущий |
иллюстрация |
|||||||||
13 |
1 |
|
|
Святые земли
Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. |
Знать/ понимать: смысл понятий: величание,
молитва; Уметь: продемонстрировать знания о
различных видах музыки; определять, оценивать, соотносить содержание,
образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального
творчества. |
тематический |
иллюстрация |
|||||||||
Раздел 4: «Гори,
гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.) |
||||||||||||||||
14 |
1 |
|
|
Настрою гусли на старинный лад (былины). Былина о Садко и Морском царе. |
Знать/ понимать: различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы. Уметь: проявлять интерес к отдельным
группам музыкальных инструментов (гусли); охотно участвовать в
коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных
образов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную
сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального
творчества. |
текущий |
иллюстрация |
|||||||||
15 |
1 |
|
|
Певцы русской старины (Баян. Садко). Лель, мой Лель… |
Знать/ понимать: изученные музыкальные
произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец – сказитель,
меццо-сопрано. Уметь: определять, оценивать, соотносить
содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального
музыкального творчества; продемонстрировать знания о различных видах музыки,
певческих голосах, музыкальных инструментах; воплощать в звучании голоса или
инструмента образы природы. |
Тематический |
иллюстрация |
|||||||||
16 |
1 |
|
|
Обобщающий урок 2 четверти. |
Знать/понимать: названия изученных произведений и
их авторов, Уметь: узнавать изученные музыкальные
произведения, называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные
впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой
деятельности, выступать в роли слушателей,
критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать
ее; продемонстрировать знания о
различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. |
итоговый |
иллюстрация |
|||||||||
3 четверть (11 часов). Раздел 4: «Гори,
гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.) |
||||||||||||||||
17 |
1 |
|
|
Звучащие картины. Прощание с Масленицей. |
Знать/понимать: названия изученных произведений и
их авторов, смысл понятий: музыка в
народном стиле; народные музыкальные традиции родного края (праздники и
обряды); Уметь: продемонстрировать понимание
интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи
выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи
в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; исполнять музыкальные
произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование). |
тематический
|
Учить
песню |
|||||||||
Раздел 5: «В
музыкальном театре» (5 ч.) |
||||||||||||||||
18 |
1 |
|
|
Опера «Руслан и Людмила». |
Знать/понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл
понятий: контраст, ария, каватина,
увертюра. Уметь: продемонстрировать знания о
различных видах музыки, певческих голосах (баритон, сопрано, бас);
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов
музыкально-творческой деятельности,
выступать в роли слушателей. |
текущий |
иллюстрация |
|||||||||
19 |
1 |
|
|
Опера «Орфей и Эвридика» |
Знать/понимать: названия изучаемых жанров, смысл понятий – хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и
их авторов. Уметь: узнавать изученные музыкальные
произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные
впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей |
текущий |
иллюстрация |
|||||||||
20 |
1 |
|
|
Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». |
Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм
музыки; смысл понятий: ария, каватина, тенор, зерно-интонация, развитие, трехчастная форма. Уметь: узнавать изученные музыкальные
произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные
впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой
деятельности, выступать в роли
слушателей |
текущий |
иллюстрация |
|||||||||
21 |
1 |
|
|
Балет «Спящая красавица». |
Знать/понимать: контрастные образы, балет, развитие. Уметь: узнавать изученные музыкальные
произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные
впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и
жанров (пение, музыкально-пластическое движение). |
текущий |
иллюстрация |
|||||||||
22 |
1 |
|
|
В современных ритмах (мюзиклы). |
Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм
музыки, названия изученных
произведений и их авторов. Уметь: охотно участвовать в коллективной
творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и
воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. |
Текущий |
Повторить
песни |
|||||||||
Раздел 6: «В
концертном зале» (5 ч.) |
||||||||||||||||
23 |
1 |
|
|
Музыкальное состязание (концерт). |
Знать/ понимать: смысл понятий: композитор –
исполнитель – слушатель вариационное развитие. Уметь: передавать собственные музыкальные
впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой
деятельности, выступать в роли
слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. |
текущий |
Мини-сочинение |
|||||||||
24 |
1 |
|
|
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. |
Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения,
называть их авторов; Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах
(флейта); продемонстрировать
понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи
выразительности и изобразительности в музыке. |
текущий |
иллюстрация |
|||||||||
25 |
1 |
|
|
Музыкальные инструменты (скрипка). |
Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения,
называть их авторов; смысл понятий: скрипач,
виртуоз. Уметь: продемонстрировать знания о
музыкальных инструментах (скрипка);
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое
впечатление в пении, игре или пластике. |
текущий |
иллюстрация |
|||||||||
26 |
1 |
|
|
Обобщающий урок 3 четверти. |
Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения,
называть их авторов; Уметь: продемонстрировать
личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность
музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать
изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли
слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и
корректировать ее; продемонстрировать
знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. |
итоговый |
иллюстрация |
|||||||||
27 |
1 |
|
|
Сюита «Пер
Гюнт». |
Знать/понимать: смысл понятий: вариационное развитие, сюита, тема,
контрастные образы. Уметь: передавать собственные музыкальные
впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой
деятельности, выступать в роли
слушателей, - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть
их авторов; - показать определенный уровень развития образного и
ассоциативного мышления и воображения. |
текущий |
иллюстрация |
4 четверть (7 часов). Раздел 6: «В концертном зале» (1ч.) |
|||||||
28 |
1 |
|
|
«Героическая»
(симфония). Мир Бетховена. |
Знать/понимать:
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы
музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в
музыке, Уметь: эмоционально
откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении,
игре или пластике; |
текущий |
иллюстрация |
Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч.) |
|||||||
29 |
1 |
|
|
Чудо-музыка.
Острый ритм – джаза звуки. |
Знать/понимать:
смысл понятий: ритм, импровизация,
джаз-оркестр, песенность, танцевальность. Уметь: продемонстрировать знания о различных видах
музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; эмоционально
откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении,
игре или пластике; |
Текущий |
иллюстрация |
30 |
1 |
|
|
Люблю я
грусть твоих просторов. Мир Прокофьева |
Знать/понимать:
смысл понятий: музыкальные
иллюстрации, музыкальная речь. Уметь: продемонстрировать знания о различных видах
музыки, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы
музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в
музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений
разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха. |
Текущий |
иллюстрация |
31 |
1 |
|
|
Певцы
родной природы (Э.Григ, П.Чайков-ский). |
Знать/понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель»,
«слушатель»; выразительность и изобразительность музыкальной интонации; музыкальная речь, лирика. Уметь: определять, оценивать, соотносить
содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения,
называть их авторов. |
Тематический |
иллюстрация |
32 |
1 |
|
|
Прославим
радость на земле. |
Знать/понимать:
опера, симфония, песня. Уметь: определять, оценивать, соотносить
содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения,
называть их авторов. |
Тематический |
иллюстрация |
33 |
1 |
|
|
Радость к
солнцу нас зовет. |
Знать/понимать: названия изученных жанров музыки:
опера, симфония, гимн, кант, ода; названия
изученных произведений и их авторов. Уметь:
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их
авторов; определять, оценивать,
соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества
композиторов; показать определенный
уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения,
музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. |
Тематический |
иллюстрация |
34 |
1 |
|
|
Обобщающий
урок 4 четверти. Заключительный урок-концерт. |
Знать/
понимать: изученные
музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: продемонстрировать
личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность
музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать
изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли
слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и
корректировать ее. |
Итоговый |
|