Рабочая программа по русскому языку
разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее
образование, авторской программой Т. Г. Рамзаевой
«Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального
компонента государственного стандарта начального образования.
Учебный
предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку
направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи
в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по
другим школьным предметам.
Цель и
задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью,
которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим
средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения
происходит становление школьника как личности, рост его самосознания,
формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое
развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы
получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать
собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом – носителем этого языка.
Языковое
образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача,
которую можно решать только на межпредметной основе.
Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью
речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в
устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором
происходит овладение речевыми умениями. Безусловно, усвоение лингвистических знаний
– это только одно из условий развития речи. Не менее важное значение имеет
также эмоциональное и литературное развитие школьника, формирование его
научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что,
в свою очередь, связано с такими качествами личности, как любознательность,
целеустремленность, трудолюбие.
Важно подчеркнуть
еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык – это не только предмет
изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка
учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными
с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения
младшего школьника – умение анализировать прочитанное, устанавливая
причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план,
создавать текст – повествование, описание или рассуждение с учетом его
структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание – являются
для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая
направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение
средствами познания.
Таким образом,
основная цель обучения родному языку – развитие школьника как
личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Конкретные задачи
обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны
между собой:
–
овладение
речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
–
усвоение
основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и
синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики
(состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
–
формирование
каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений,
обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и
письменной форме;
–
обогащение
словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
–
эстетическое,
эмоциональное, нравственное развитие школьника;
–
пробуждение
познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою
речь.
Установкой на
полноценное овладение учащимися коммуникативной функцией языка обусловлены не
только основные задачи его изучения в школе, но и содержание обучения, его
методы, средства и организационные формы.
Обучение
русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы
обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к
изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном
уровне, доступном детям 6 – 10 лет.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи
с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый
филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с
первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
При распределении
программного материала по классам учитывается прежде всего внутренняя логика
учебного предмета, те связи и зависимости, которые существуют между отдельными
сторонами (подсистемами) языка, его категориями. Принимаются во внимание также
и возрастные возможности детей 7 – 10 лет, особенности их познавательной
деятельности.
Поскольку все
стороны языка – фонетическая, грамматическая, словообразовательная,
лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение
всех подсистем языка, при этом каждая из них изучается не изолированно, а как
составная часть такого сложного явления, какое представляет собой язык.
Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществить
усвоение учебного материала крупными частями (блоками), выделение которых из
целостной системы обязательно основывается на связях и зависимостях между его
компонентами.
В
начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и
изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7 – 10 лет. Обучение
основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических,
синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между
признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также
связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь
начальный курс русского языка в целом представлен для учащихся как
совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и
обеспечивающих общение людей.
Предметом
постоянного внимания учителя на всех этапах обучения является развитие навыков
грамотного письма. В программе и учебниках представлены четыре группы правил:
1) обозначение звуков буквами; 2) перенос слов; 3) раздельное написание слов;
4) написание заглавной буквы.
Успешность
обучения родному языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке
атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на
формирование у них интереса к родному языку и познавательных умений: поставить
познавательную задачу, найти способ ее решения, провести анализ языкового
материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия или
составных частей правила, сравнивать, обобщать, точно формулировать вывод,
применять правило в условиях разной степени сложности. Важно формировать у
детей общие подходы к решению орфографических, грамматических, речевых задач.
Ученик активен в процессе познавательной деятельности.
3 класс (170 ч)
Повторение (16 ч)
Предложение, текст, слово – единицы речи
(общее понятие). Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и
согласные. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Слог. Правила переноса слов.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова. Разделительный Ь и Ь
– показатель мягкости согласных. Сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ.
Слова с двойными согласными. Обозначение безударных гласных, парных звонких и
глухих согласных в корнях слов. Проверка путем изменения формы слова и подбора
однокоренных слов.
Предложение. Словосочетание (11 ч)
Виды предложений по цели
высказывания (повествовательное, восклицательное, побудительное) и по интонации
(восклицательное, невосклицательное). Подлежащее и сказуемое – главные члены
предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и
нераспространенные предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в
конце предложений.
Словосочетание. Связь слов в
словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Текст (3 ч)
Тема и основная мысль текста. Заголовок.
Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, союзов И, А, НО,
текстовых синонимов. Виды текстов: повествование, описание, рассуждение
(ознакомление). Опорные слова в тексте.
Состав слова (15 ч)
Общее
понятие о значимых частях слова – о корне, приставке, суффиксе, окончании.
Наблюдения за изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с
помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же
слова (сопоставление). Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Суффикс как значимая часть слова.
Наблюдения за лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов, и
их употреблением в речи. Правописание (ознакомление).
Приставка как
значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-
(обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во), с-
(со-), вы-, пере-. Употребление в речи слов с приставками. Приставки и
предлоги (сопоставление).
Распознавание орфограмм в разных частях
слова и особенности проверки их написания.
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в
корне (10 ч)
Правописание
парных звонких и глухих согласных. Способы проверки парных глухих и звонких
согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы
слова или подбора однокоренных слов.
Чередование
согласных в корне слова.
с проверяемыми безударными гласными в корне (17 ч)
Способы
проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем
изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Слова с
проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Правописание непроверяемых
гласных в однокоренных словах. Слова с безударной гласной Е, проверяемой
гласной Ё. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
(7 ч)
Правописание непроизносимых
согласных в корне слова. Правило проверки написания слов с непроизносимыми
согласными.
Способы проверки орфограмм в
корнях слов (сопоставление).
Обобщение
правил о правописании корня.(3ч)
Правописание приставок и
безударных гласных
в корнях слов с приставками (7 ч)
Распознавание орфограмм в
разных частях слова и особенности проверки их написания. Правописание
безударных гласных в приставке и в корне слова.
Разделительный твердый знак (5 ч)
Разделительный Ъ в словах с приставками.
Сопоставление разделительных Ъ и Ь.
Части речи. Имя
существительное (20 ч)
Общее
знакомство с частями речи (имена существительные, имена прилагательные,
глаголы, предлоги; местоимения, наречия, числительные, союзы – ознакомление).
Имя
существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные
собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах
существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в
родовых окончаниях имен существительных: солнце, озеро. Изменение имен
существительных по числам и падежам. Склонение имен существительных с ударными
окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Мягкий знак (ъ) после
шипящих на конце имен существительных женского рода и его отсутствие на конце
имен существительных мужского рода. Имена существительные, которые
употребляются только в единственном числе или только во множественном числе.
Имя прилагательное (15 ч)
Имя
прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении.
Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в
речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам
при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ИЙ, -ЫЙ,
-ОЙ, -АЯ, -ЯЯ, -ОЕ, -ЕЕ, ИЕ, -ЫЕ.
Глагол (25 ч)
Глагол как часть речи: общее
значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и
несовершенного вида (ознакомление, без термина). Изменение глаголов по числам
и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в
прошедшем времени. Правописание НЕ с глаголами. Глаголы, близкие и
противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола
для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и
переносном значении.
Повторение в конце учебного
года (11 ч)
Текст и
предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.
Состав слова. Правописание
звонких, глухих, непроизносимых согласных, безударных гласных в корне слова.
Разделительные Ъ и Ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное,
глагол.