Пояснительная
записка
к рабочей учебной программе «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в
соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта
начального общего образования и программой
по трудовому обучению «Школа мастеров», разработанной Т.М. Геронимус. Она разработана в целях конкретизации содержания
образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Примерная программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса,
определяет минимальный набор практических работ.
Данный учебный предмет реализует следующие цели:
· развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления;
· овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности;
· воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;
· умение выделять признаки и свойства предмета;
· умение высказывать суждения на основе сравнения качеств предметов;
· практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи обучения:
- учить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при организации рабочего места, при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;
- учить размышлять по осознанию предстоящей практической деятельности: анализировать конструкцию изделия, технологию его изготовления, давать названия используемых материалов и ряда их свойств;
- учить распознавать способы соединения деталей и их размеров;
- самостоятельно составлять технологическую цепочку при изготовлении изделий;
- учить пользоваться приемами разметки, понимать простейшие технические эскизы и рисунки.
Данная программа изучается во всех классах начальной школы (203 часа), тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса. и призвана сформировать у школьника умение самостоятельно ориентироваться в любом задании. Учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира, в котором школьнику отводится активная роль преобразователя. Построена по компонентам практической деятельности: совместное осознание предстоящей деятельности (раздел 1 "Учимся размышлять"), подготовка рабочего места, отбор необходимых материалов и оборудования (раздел 2 "Готовимся к практической работе"), выполнение рабочих операций, изготовление изделия (разделы 3, 4 "Учимся выполнять новые операции и у нас получаются красивые изделия"), контроль и самоконтроль усвоения новых понятий (раздел 5 "За год мы узнали новые слова").
В I классе на изучение технологии отводится 1 час в неделю, в II– IV классах – 2 часа. Каждый час – это час обучения технологии изготовления какого- либо изделия или какой – либо поделки на основе тех технологических операций, которые составляют определенный вид деятельности (оригами, конструирование, моделирование из бумаги и т.д.). Практическую часть урока предваряет тематическая беседа, вводный инструктаж. Уровень самостоятельности в мыслительных операциях от класса к классу растет.
На уроках в 3 классе расширяются и систематизируются знания об аппликационных технологиях, осваиваются новые операции: расплетывание соломенных трубочек в ленточку; изготавливаются планшеты, дается понятие канта и окантовки. Обучающиеся знакомятся с разметкой прямоугольника в 4 шага и экономной разметкой круга циркулем, изготовляют из прямоугольников ажурные игрушки и т.д. проводят опыты и лабораторные работы с ватой, с поролоном и синтипоном. Через них знакомятся с их свойствами.
Обучающиеся учатся работать в бригадах с целью научится работать дружно и согласованно. Работают со спилами, пробкой, проволокой, шишками, приобретают навыки работы с шилом, буравчиком, изучают правила безопасной работы с ними.
Особое место отводится работе с полуфабрикатами, изготовлению необычных упаковок. Расширяется кругозор обучающихся, они осваивают новые инструменты – пилы, лобзики, знакомятся с новыми понятиями, учатся изготавливать упаковки для игрушек, рассчитывают их размеры.
Уделяется большое внимание практической деятельности по освоению текстильных материалов и лабораторным работам по сравнению их свойств. По изготовлению изделий из ткани введены операции по склеиванию деталей полиэтиленом.
Учебным планом отводятся часы на сборку моделей и макетов из бумаги. Однако экономическое состояние общества, материальное положение семей обучающихся вынуждает организовывать труд детей на уроках с применением главным образом тех материалов, которые родители в состоянии приобрести. В связи с этим часы по сборке моделей и макетов из деталей конструктора приходится заменить домашним трудом , где обучающиеся знакомятся с современной бытовой техникой, используемой в домашних условиях .
Обобщением и итогом проверки умений и навыков обучающихся в овладении основными технологическими приемами являются уроки по изготовлению творческих проектов. Здесь обучающиеся показывают все, чему они научились.
МЕТОДЫ: - репродуктивный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- творческий.
Методики: классически соответствующая государственным стандартам.
Подходы: личностно-ориентированный подход к воспитанию и образованию ребенка.
Педагогические приемы соответствуют решению проблемы мотивации учения ребенка в условиях работы с шестью педагогическими системами.
Образовательные технологии соответствуют государственным стандартам.
Форма занятий: классно-урочная.
Уровни результативности: репродуктивный – уметь повторить работу по шаблону или за учителем поэтапно; с элементами творчества – выполнить работу на данную тему; творческий – выполнить работу на свободную тему.
Программа предполагает широкое использование уроков-опытов, уроков-игр, расширена доля самостоятельной практической работы ребенка без помощи учителя.
Требования
к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения технологии обучающийся должен:
знать
/ понимать
роль трудовой деятельности в жизни человека;
распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
область применения и назначение инструментов;
правила посадки черенков комнатных растений;
правила безопасности труда и личной гигиены;
уметь
осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности;
выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
осуществлять декоративное оформление и отделку изделий из разных материалов;
изготовлять изделия по эскизу, словесной схеме, сборной схему, технологической карте из доступных материалов;
окантовывать картон бумажными полосками;
выращивать и ухаживать за комнатными растениями;
использовать в практической деятельности
правила личной гигиены;
знания безопасной работы с материалами, инструментами;
создание различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
чтение графической и словесной инструкционной карты;
проверять соответствие размеров заготовки габаритным размерам деталей на эскизе.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название темы |
Коли-чество часов |
В том числе на |
||
Практи-ческие |
Лабора-торные (опыты) |
Конт-роль-ные |
|||
1 |
Изготовление изделий из природных материалов |
16 |
15 |
|
|
2 |
Изготовление изделий из текстильных материалов |
10 |
8 |
1 |
|
3 |
Изготовление изделий из пластичных материалов |
5 |
4 |
1 |
|
4 |
Изготовление изделий из бумаги и картона |
28 |
25 |
|
|
5 |
Домашний труд Современная бытовая техника Ремонт книг Уход за одеждой |
5 2 1 2 |
3,5 1,5 0,5 1,5 |
|
|
6 |
Проектная деятельность |
4 |
4 |
|
5 |
|
Итого |
68 |
59,5 |
2 |
5 |
Тема: «Изготовление изделий из природного материала».
16 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен
иметь представление:
@ о том, как высказывать суждения на основе сравнения признаков и свойств объектов окружающего мира;
@ о
коллективном обсуждении технологии изготовления изделия, обосновывая
выбор и чередование операций;
знать / понимать:
@ характеристику аппликаций по способу получения изображения;
@ технологию изготовления ленточки из соломы;
@ технологию изготовления аппликации из соломки (плоскую и выпуклую);
@ способы получения спилов и их обработки;
@ правила безопасной работы с шилом;
уметь:
@ обрабатывать спилы и работать с ними;
@
правильно резать пробку и соединять детали
шпильками;
@
изготавливать аппликации и игрушки по
собственному замыслу;
@ соединять в композицию поделки из природного материала;
использовать в практической деятельности:
@ умение самостоятельно размещать на рабочем месте в нужном порядке с соблюдением правил хранения колющие и режущие инструменты;
@ изготовление плоской, выпуклой аппликации, объемных изделий по эскизам и сборочным схемам;
@ использование природных материалов и фурнитуры для оформления изделия
Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты, приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу.
Практическая работа № 1.
Подготовка соломки для аппликаций.
Практическая работа № 2 - 3.
Плоская аппликация из соломки. (Аппликация «Кленовый лист»).
Практическая работа № 4 -5.
Плоская аппликация из соломки разных оттенков (Аппликация «Утенок», «Цыпленок»).
Практическая работа № 6 -71.
Плоская аппликация из соломки (Аппликация «Бабочка» «Цветок»).
Практическая работа № 8
Аппликация из листьев и цветов (Аппликация «Каркуша в гнезде», «Счастливый жених»).
Практическая работа № -9.
Способы соединения природного материала. Веселые фигурки. ( сувенир «Путешественницы»).
Практическая работа № 10 – 11.
Спилы дерева.. Правила безопасной работы.
Изготовление сувениров из природного материала. ( сувенир «Новогодний подсвечник»)
Практическая работа № 12 – 13.
Пробка. Соединение деталей шпильками. Привила безопасной работы с шилом ( сувенир «Пассажир»).
Практическая работа № 14 – 15. Правила безопасной работы с буравчиком.
Соединение деталей из природного материала. (Сувенир «На охоте», «Веселые медвежата», «Бедная баба – яга»)
Изготовление изделий из бумаги и картона.
28 часов
Краткая характеристика операций обработки
бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы
соединения деталей изделия.
иметь представление:
· о свойствах бумаги и картона;
· о способах получения бумаги и картона;
знать / понимать:
· виды бумаги и их использование;
· свойства бумаги – отношение к влаге;
· приемы разметки по шаблону;
· резание бумаги ножницами; склеивание;
· понятия: конструкция, изделие, шаблон, трафарет, композиция;
· приемы сгибания;
· технический рисунок, эскиз, чертеж;
·
порядок построения прямоугольника с помощью контрольно-измерительных
инструментов;
·
виды разметок, способы разметок;
·
окантовка, кант
уметь :
·
выбирать заготовки;
·
делать разметки развертки изделия по чертежу (эскизу);
·
делать разметку с помощью измерительных инструментов
(линейка, угольник, циркуль);
·
резать картон, бумагу
ножницами;
·
склеивать картон бумагой;
·
соединять детали различными видами, «замков» (клапаны,
щелевой, полоской бумаги);
·
работа по инструкционной карте
использовать в практической
деятельности:
Деление прямоугольника на равные и неравные части.
Получение одинаковых деталей сгибанием
Деление геометрических форм па части.
Экономное расходование материала.
Оформление изделий (по образцу, с внесением отдельных
изменений, по замыслу, по условиям).
Определение
размеров на чертеже (эскизе).
Расчет
размеров заготовки.
Рациональные
способы соединения деталей, нанесение клея на большие и малые плоскости.
Практические работы. Изготовление
плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и
чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная
разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание
заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление
несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного.
Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом,
окрашиванием.
Создание изделий и
декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых
геометрических форм (в том числе с использованием компьютерных технологий).
Практическая работа №1 Медаль «Собачка» - мозаика методом прищипывания.
Практическая работа №2-3 Аппликация «Карандаш» прищипная мозаика.
Практическая работа № 4 Изготовление планшета.
Практическая работа № 5-6 Аппликация «Корзинка» - картонное кружево.
Практическая работа № 7-9 Аппликация «Солнышко» - картонное кружево.
Практическая работа № 10-11 Объемное изделие
«Смешной человечек» из бумажных трубочек.
Практическая работа № 12 Гирлянда «Паутинка» -методом прорезания.
Практическая работа № 13-14 Ажурные фонарики
Практическая работа № 15 -16 Игрушка «Весельчак»
Практическая работа № 17 Коллективная работа.
«Елочка»
Практическая работа № 18 «Веселый хоровод» - симметричные детали из гармошки
Практическая работа № 19-20 Сувенирные коробочки
Практическая работа № 21 Необычные упаковки – корзиночки
Практическая работа № 22 Шкатулка – секретик
Практическая работа № 23 Ребристый шарик
Практическая работа № 25 Жар – птица
Изготовления
изделий из текстильных материалов.
10
часов
Краткая
характеристика операций обработки текстильных материалов (последовательность,
инструменты и приспособления). Способы выполнения ручных швов.
иметь представление:
· об истории текстильных материалов;
· видах традиционных народных промыслов;
знать / понимать:
· краткую характеристику операций обработки текстильных материалов (последовательность, инструменты и приспособления).
· способы выполнения ручных швов;
уметь использовать в практической
деятельности:
· изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов;
· декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.
· резание ножницами по линиям разметки;
· клеевое и ниточное соединение деталей;
· соединения деталей ручными швами
Практические работы. Изготовление
плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом
размеров и свойств; определение лицевой и изнаночной сторон; разметка и раскрой
ткани; определение припуска на швы; резание ножницами по линиям разметки;
клеевое и ниточное соединение деталей; соединения деталей петлеобразными
стежками, ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями,
вышивкой, фурнитурой.
Создание изделий и декоративных композиций по собственному
замыслу: моделирование из тканей и нитей.
Практическая работа № 1 Изготовление изделия «Дед Мороз»
Практическая работа № 2 Изготовление изделия «Снеговик»
Практическая работа № 3 Изготовление изделия «Девочка
Японочка»
Практическая работа № 4-5 Изготовление изделия «Ванечка», «Я буду
моряком», «Цыпленок Пип»
Практическая работа № 6 Изготовление изделия «Колобок»,
«Совенок и утенок»
Практическая работа № 7 Шов «ручная строчка»
Практическая работа № 8 Изготовление салфетки «Роза»
Тема: «Домашний труд»
(современная бытовая техника).
2 часа.
Современная
бытовая техника (назначение, общее представление об устройстве). Правила
управления. Безопасные приемы труда при использовании бытовой техники.
Экономное расходование электроэнергии.
В результате изучения темы обучающийся должен
иметь представление:
· общее представление об устройстве бытовой техники;
знать / понимать:
· виды современной бытовой техники (назначение)
· правила управления и использования техники
уметь:
· читать условные обозначения на панелях бытовых приборов и пультах управления;
использовать в практической деятельности:
· безопасные приемы труда при использовании бытовой техники.
Практическая работа № 1.
Безопасные приемы труда при использовании бытовой техники.
Практическая работа № 2.
Чтение условных обозначений на панелях бытовых приборов.
( Ремонт книг )
Общее представление об истории книгопечатания. Основные части книги. Материалы, применяемые для изготовления книг. Правила обращения с книгами. Приемы обработки плотной бумаги и картона.
В результате изучения темы обучающийся должен
иметь представление:
· (общее) об истории книгопечатания;
· о приемах обработки плотной бумаги и картона.
знать / понимать:
· основные части книги;
· материалы, применяемые для изготовления книг;
· правила обращения с книгами.
уметь использовать в практической
деятельности:
· правила обращения с книгами;
· производить несложный ремонт книг и тетрадей.
Практическая работа: несложный ремонт тетрадей и учебника.
( Уход за
одеждой )
2 часа
Общее представление об истории костюма, национальных традициях и особенностях одежды. Конструктивные и декоративные элементы одежды. Правила ухода за одеждой и обувью.
иметь представление:
· (общее) об истории национальных традициях и особенностях одежды;
знать / понимать:
· основные части одежды;
· материалы, применяемые для изготовления одежды;
· декоративные элементы одежды.
· правила ухода за одеждой и обувью.
уметь использовать в практической
деятельности:
· правила ухода за одеждой и обувью;
· производить несложный ремонт одежды
Практические работы.
- восстановление распоротых швов на одежде;
- декоративное
оформление одежды аппликацией.
Изготовление
изделий из пластичных материалов.
5часов
Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия.
иметь представление:
· (общее) об истории пластичных материалов;
· о способах формообразования деталей
знать / понимать:
· краткую характеристику операций подготовки и обработки пластичных материалов (последовательность, инструменты и приспособления);
· изготовление изделий из пластичных материалов: подготовка однородной массы; формообразование деталей изделия; соединение деталей на шип,
уметь использовать в практической
деятельности:
· создание изделий из пластичных материалов;
· пластическое преобразования целой заготовки в изделие
Практические работы.
Практическая работа № 1 -2.
Приемы работы с пенопластом. Изделие «Змейка».
Практическая работа № 3
Делаем игрушку «Поросенок», перетягивая поролон
Практическая работа № 4
Резка поролона макетным ножом. Делаем игрушку «Ежик»
Изготовление изделий из пластичных материалов:
подготовка однородной массы; формообразование деталей изделия; соединение деталей
на шип, «в надрез»; пластическое преобразования целой заготовки в изделие;
приемы создания фактурной поверхности; сушка изделия. Декоративное оформление
изделия окрашиванием.
Создание изделий и декоративных композиций по собственному
замыслу: создание моделей объектов живой и неживой природы; создание
декоративных композиций из пластичных материалов.
Варианты объектов труда: изготовление моделей предметов живой природы (животные, птицы, цветы и т.п.); изготовление моделей объектов неживой природы (транспорт, архитектурные сооружения, предметы быта).
Дата |
№ урока |
Тема урока |
Цели, задачи. |
Объект труда |
Вид учебного труда |
1 – я четверть. |
|||||
|
1 |
Аппликация! Аппликация! Подготовка соломки для аппликации. |
Повторить виды аппликации; учить разбираться из чего и как сделаны аппликации; научить делать соломинку-ленточку; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность и терпение. |
Соломка – ленточка для аппликации. |
Работа с природным материалом |
|
2 - 3 |
Плоская аппликация из соломки. (самостоятельная работа) |
Повторить процесс подготовки соломки к работе, правила разметки на просвет, познакомить с видами аппликации из соломки, научить делать плоскую аппликацию из соломки, развивать эстетический вкус, мелкую моторику. Повторить правила использования инструкционных карточек, учить детей самостоятельной работе по карточкам. |
Аппликация «Кленовый лист» Р.Т. № 1, 2 |
Работа с природным материалом |
|
4 - 5 |
Плоская аппликация из соломки разных оттенков (самостоятельная работа) |
Закреплять умения изготовлять плоскую аппликацию, умение использовать инструкционные карты при самостоятельной работе, оборудовать рабочее место, научить изготовлять плоскую аппликацию из соломки разного цвета , развивать эстетический вкус, мелкую моторику, воспитывать аккуратность и терпение. |
Аппликация «Утенок», «Цыпленок». Р.Т. № 3. |
Работа с природным материалом |
|
6 -7 |
Выпуклая аппликация из соломки (самостоятельная работа) |
Закреплять умение использовать инструкционные карты при самостоятельной работе, оборудовать рабочее место, научить изготовлять вы-пуклую аппликацию из соломки разного цвета, развивать эстетический вкус, мелкую моторику, воспитывать аккуратность и терпение. |
Аппликация «Бабочка», «Цветок» |
Работа с природным материалом |
|
8 |
Аппликация из листьев и цветов (самостоятельная работа) |
Закреплять умение использовать инструкционные карты при самостоятельной работе, оборудовать рабочее место, научить приклеивать цветы, повторить приемы аппликации из листьев, развивать творческие способности и глазомер, воспитывать терпение и аккуратность. |
Аппликация «Каркуша в гнезде», «Счастливый жених» |
Работа с природным материалом |
|
9 |
Новая мозаика. (прищипывание) |
Повторить виды мозаики, познакомить с новым видом мозаики, научить делать изображения методом прищипывания, повторить правила сушки готовой мозаики, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность |
Аппликация – медаль «Собачка», полоски для прищипывания (У. с. 13) |
Работа с бумагой. |
|
10 - 11 |
Делаем мозаику (Прищипанная мозаика.) (самостоятельная работа) |
Учить самостоятельной работе по инструкциионной карте, повторить ход операции приищипывания, научить красиво выполнять приищи пывание, развивать эстетический вкус, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность и терпение. |
Аппликация «Мой помощник карандаш» (Р.Т.№ 6) |
Работа с бумагой. |
|
12 |
Учимся окантовывать (опыт) |
Познакомить с новыми словами, вспомнить свойства бумаги, расширять кругозор, проведение опыта с бумагой, использование полученных знаний на практике, воспитание любознательности и аккуратности |
Полоски бумаги |
Работа с бумагой и картоном. |
|
13. |
Отделки и планшет (кант и окантовка) |
Познакомить с двумя способами отделки одной и той же аппликации, разобраться с технологическими подробностями окантовки, научить де-лать полоски ля окантовки, приклеивать кант, развивать эстетический вкус, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность и терпение. |
Планшет |
Работа с бумагой и картоном. |
|
14 |
Отделка планшета (самостоятельная работа) |
Закреплять умение использовать инструкционные карты при самостоятельной работе, оборудовать рабочее место изготовить планшет для сушки выпуклых и мозаичных аппликаций, закреплять умения выполнять окантовку изделия полосками бумаги, развивать эстетический вкус, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность и терпение. |
Планшет (Р.Т. №7) |
Работа с бумагой и картоном. |
|
15 |
Картонное кружево. Гофрированная «плетенка». |
Познакомить с техникой аппликации «Картонное кружево», научить делать «кружевные» полоски из картона, гофрированную плетенку и рамки, повторить разметку на просвет, разви-вать эстетический вкус, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность и терпение |
Учебник, с. 28 - 33 |
Работа с бумагой и картоном. |
|
16 - 18 |
Аппликация «Картонное кружево» Самостоятельная работа |
Закреплять умение использовать инструкционные карты при самостоятельной работе, оборудовать рабочее место, закреплять приемы работы с гофрированным картоном по технологической карте, развивать творческие возможности |
Аппликация «Рыбка», «Букет цветов», «Солнышко» (Р.Т. № 8) |
Работа с бумагой и картоном. |
2 – я четверть. |
|||||
|
19 |
Что умеет аппликация? (плоские и выпуклые). Откуда вата пришла.(Опыт) |
Разграничить понятия: изготовление картинки и способ украшения любой вещи, объяснение происхождения слова «аппликация», закрепить знания о видах аппликации, повторить и обоб-щить известный материал, познакомить с происхождением ваты, определить опытным путем свойства ваты, воспитывать любознательность, развивать кругозор |
Учебник, с.34 – 41) вата |
Работа с текстильными материалами. |
|
20 - 21 |
Аппликация из ваты. Самостоятельная работа |
Научить делать аппликацию из ватных шариков, научить сохранять пушистость ватных деталей, повторить разметку на просвет и на глаз, развивать эстетический вкус, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность и терпение |
Аппликация «Дед Мороз» (Р,Т. № 9 – 10) «Снеговик» |
Работа с текстильными материалами. |
|
22 |
Игрушки из бумажных трубочек. Шапки и шляпы. |
Объяснить принцип изготовления игрушек из бумажных трубочек, научить и изготовить трубку для настольной куклы, шапки и шляпки, Развивать образное мышление, эстетический вкус |
Трубочки из бумаги и картона (У. с. 42 – 47) |
Работа с бумагой и картоном. |
|
23 |
Игрушка «Настольная кукла». (самостоятельная работа) |
Закреплять принцип изготовления игрушек из трубок, шапок и шляп для кукол, развивать эстетический вкус, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность и терпение |
Трубочки из бумаги и картона (Р.Т. №11) |
Работа с бумагой и картоном. |
|
24 |
Размечаем прямоугольник. (Разметка в «4 шага» , риска, базовый угол) |
Выяснить, что разметка прямоугольника заданных размеров начинается с чтения эскизов, повторить понятие «эскиз» и его чтение, научить размечать прямоугольник при помощи треугольника, развивать эстетический вкус, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность и терпение |
Гирлянда из прямоугольников. (У. с. 48 – 53) |
Работа с бумагой и картоном. |
|
25 |
«Веселые струйки» - украшение на праздничный стол. (самостоятельная работа) |
Закрепить полученные знания по разметке прямоугольника, изготовление трубочки и применение знаний на практике, познакомить с новым видом ножниц и повторить правила работы с ними, развивать творческие способности и умения работать с картой. |
Украшение на праздничный стол из полосок бумаги и трубочки. (Р.Т. №12) |
Работа с бумагой и картоном. |
|
26 |
Прорезаем прямоугольник. Прорезаем круг. |
Повторить изготовление ажурных изделий, научить изготавливать ажурные паутинки из круга и прямоугольника (резать без разметки), развивать глазомер и мелкую моторику рук., учить анализировать и делать выводы, воспитывать стремление все делать со вкусом. |
Ажурные гирлянды из бумаги ( У. с. 54 -56) |
Работа с бумагой и картоном. |
|
27 |
«Волшебный фонарик» (самостоятельная работа) |
Повторить разметку прямоугольника на глаз, научить делать двухъярусные фонарики, учить самостоятельной работе по инструкционной карте, воспитывать творческие способности и самостоятельность |
Елочная игрушка из ажурной заготовки (Р.Т. №13) |
Работа с бумагой и картоном. |
|
28 |
Прорезаем круг. Экономная разметка. |
Научить экономно размечать на бумаге, использовать обрезки, продолжать исследовать варианты использования круга, превращения его в объемную деталь, повторить работу с циркулем, воспитывать аккуратность и терпение. |
Круги из бумаги. (У. с. 57 – 63) |
Работа с бумагой и картоном. |
|
29 - 30 |
Игрушки из бумаги и обрезков. (самостоятельная работа) |
Повторить конструкцию ножниц, правила безопасной работы, изготовление детьми по инструкционной карте игрушки «Весельчак», развивать творческие возможности, сообразительность, воспитывать экономность и аккуратность |
Сувенир - подвеска «Весельчак» (Р.Т. № 14) |
Работа с бумагой и картоном. |
|
31 |
Коллективная работа «Елка». |
Учить работать в бригадах, познакомить с новыми материалами пенопласт и поролон, повторить экономную разметку циркулем и изготовление изделий из рассеченных кругов, научить собирать из них изделия, воспитывать экономность и творчество. |
Сувенир «Елочка на сугробе» (У. с. 64 – 65, Р.Т. № 15) |
Работа с бумагой и картоном |
|
32 |
Гофрируем, складываем во много слоев. (коллективная работа) |
Повторить приемы разметки симметрии, правила склеивания и сушки гофра, актуализировать знания о форме заготовки для гофра , умения работать в группах по образцу разработанной в карточке технологией, воспитывать чувство ответственности и товарищества |
Игрушки – сувениры «Павлин», «Жар – птица», «Круги – воротнички» для клоуна, «Обезьянка – помощница» (Р.Т, «16, 17,18,19) |
Работа с бумагой и картоном. |
3
– я четверть |
|||||
|
33 – 34 |
Способы соединения природного материала. Веселые фигурки. (самостоятельная работа) |
Повторить изготовление объемных игрушек из природных материалов; научить соединять в композицию поделки из природных материалов; развивать эстетический вкус; воспитывать аккуратность и терпение |
Природный материал – шишки, каштан ( У. с. 70 – 71), «Путешественницы» (Р.Т, № 20) |
Работа с природным материалом |
|
35 |
Спилы дерева.. Правила безопасной работы. |
Познакомить со способами получения спилов, научить обрабатывать спилы |
Спилы дерева (У. с. 72 – 76) |
Работа с природным материалом |
|
36 |
Изготовление сувениров из природного материала. (самостоятельная работа) |
Закрепить умения обрабатывать спилы и работать с ними, изготовить подсвечник; развивать эстетический вкус; воспитывать аккуратность и терпение |
Сувенир «Новогодний подсвечник» (Р.Т. №21) |
Работа с природным материалом |
|
37 - 38 |
Пробка. Соединение деталей шпильками. Привила безопасной работы с шилом. Самостоятельная работа |
Научить правильно резать пробку и соединять детали шпильками; повторить приемы обтягивания коробков и правила безопасной работы с шилом; изготовить игрушку из пробки; развивать мелкую моторику рук и глазомер; воспитывать аккуратность и терпение. |
Пробки, игрушка «Пассажир» (У. с. 77 -81, Р.Т. № 22) |
Работа с природным материалом |
|
39 - 40 |
Правила безопасной работы с буравчиком. Соединение деталей из природного материала. Самостоятельная работа. |
Изучить правила безопасной работы буравчиком; научить маленьким хитростям при работе с природными материалами; изготовить из шишек охотника; развивать творческие способности, эстетический вкус и глазомер; воспитывать аккуратность и терпение |
Буравчик, природный материал. (У. с. 82 – 85) Сувенир «На охоте», «Веселые медвежата», «Бедная баба – яга» ( Р.Т. № 23 – 25) |
Работа с природным материалом |
|
41 - 42 |
Пенопласт. Приемы работы с ним. (опыт) Самостоятельная работа |
Познакомить с материалом – пенопластом, показать приемы работы с ним; дать понятие о свойствах пенопласта, развивать кругозор и мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность и терпение. |
Пенопласт, игрушка «Змейка» (У. с. 86 -91, Р.Т. № 26) |
Работа с пластичными материалами. |
|
43 - 44 |
Складные упаковки. Самостоятельная работа. |
Научить изготавливать складные упаковки, рассчитывать величину заготовки, повторить условные изображения, принятые в оригами, разметку по линейке, изготовить складные упаковки, развивать мышление и мелкую моторику рук |
«Коробки – матрешки» (У. с. 92 – 95, Р.Т. № 27) |
Работа с бумагой и картоном. |
|
45 |
Пенопласт и поролон– материалы – родственники. Опыты с ними. |
Обобщить сведения о свойствах пенопласта и поролона, познакомить с общими свойствами вспененных пластмасс, провести опыт, развивать кругозор, воспитывать любознательность |
Пенопласт, поролон (У. с. 96 – 99) |
Работа с пластичными материалами |
|
46 |
Поролон. Делаем игрушку, перетягивая поролон. Самостоятельная работа. |
Повторить свойства поролона, научить перетягивать поролон, развивать эстетический вкус и глазомер, воспитывать аккуратность и терпение. |
Поролон, «Поросенок», «Очень серьезный ежик» (Р.Т. № 28, 29, У. с. 100 – 101) |
Работа с пластичными материалами |
|
47 |
Резка поролона макетным ножом |
Научить резать поролон по выкройке, придавая нужную форму, повторить разметку на просвет, развивать глазомер. |
Поролон, «Поросенок», «Очень серьезный ежик» (Р.Т. № 28, 29, У. с. 100 – 101) |
Работа с пластичными материалами |
|
48 - 49 |
Полуфабрикаты и игрушки из них. Самостоятельная работа. |
Повторить виды полуфабрикатных материалов, охарактеризовать приемы отделки полуфабрикатов, развивать мышление и вкус |
Куколка Японка (У. с. 102 – 105, Р.Т. № 30) |
Работа с текстильными материалами Комплексные работы |
|
50 |
Необычные упаковки. Самостоятельная работа. |
Повторить изображение линий на рисунке, разметку на просвет, изготовить необычную упаковку, развивать эстетический вкус |
«Оригинальна упаковка» (У. с. 106 – 107, Р.Т. № 31) |
Работа с бумагой и картоном |
|
51 - 52 |
Циркуль. Разметка циркулем. Изготовление »Секретика.» Самостоятельная работа |
Научить размечать циркулем треугольник, сгибать часть круга по линейке, дать понятие сегмента, повторить понятие радиус, сектор, изготовить шкатулку-секретик. |
Бумага, круги, игрушка «Секретик» (У. с. 108 – 109, Р.Т. № 32) |
Работа с бумагой и картоном |
|
53 - 54 |
Творческая работа. |
Изготовление игрушек без описаний и шаблонов, опираясь только на общий вид, «защита» своих изделий. |
Игрушки: ребристый шарик, жар-птица |
Работа с бумагой и картоном. |
4 – я четверть. |
|||||
|
55 - 56 |
Текстильные материалы и синтепон. Лабораторная работа: сравнение свойств текстильных материалов Самостоятельная работа |
Повторить
названия текстильных материалов, познакомить со свойствами
синтепона в сравнении с тканью, научить приемам работы с синтепоном,
научиться изготавливать изделия из синтепона |
Образцы материалов. ( У, с. 110 – 117) Подвеска «Морячок», «Ванечка», «Цыпленок Пип» (Р.Т. № 33, 34, 35) |
Работа с текстильными материалами. |
|
57 |
Учимся делать помпоны.
Самостоятельная работа..
|
Научить делать помпоны, повторить правила разметки на глаз, |
Подвеска «Колобок», «Совенок и утенок», ( Р.Т. №36, 37 , У. с. 118 - 119) |
Работа с текстильными материалами. |
|
58 |
Шов «ручная строчка»
|
Повторить приемы и виды ручных швов, научить технике шва «ручная строчка» |
Образцы швов, У. с. 120 – 125, Р.Т. №38 |
Работа с текстильными материалами. |
|
59 -60 |
восстановление распоротых швов на одежде; декоративное оформление одежды аппликацией. |
восстановление распоротых швов на одежде; декоративное оформление одежды аппликацией. |
Одежда |
Домашний труд |
|
61 |
Соединение деталей из
ткани. Приклеивание при помощи полиэтилена
|
Повторить приемы соединения деталей из ткани, изготовления мережек, научить приклеивать детали из ткани с помощью полиэтилена |
«Кармашек для мелочей», У. с. 120 – 125, Р.Т. №38 салфетка «Роза» |
Работа с текстильными материалами. |
|
62 |
Безопасные приемы труда при использовании бытовой техники |
общее представление об
устройстве бытовой техники
|
Иллюстрации бытовой техники, мелкая бытовая техника. |
Домашний труд |
|
63 |
Чтение условных
обозначений на панелях бытовых приборов
|
Повторить условные обозначения на панелях бытовых приборов |
Таблицы с условными обозначениями. |
Домашний труд |
|
64 |
Ремонт книг
|
Повторить правила ремонта книг, обращения с книгами |
Таблица, тетради, учебники |
Домашний труд |
|
65 - 67 |
Проект. Конструирование
различных устройств.
|
по группам придумать и сконструировать из бумаги, полуфабрикатов , полимерных и текстильных материалов различные устройства. |
Проекты детей |
Комплексные работы |
|
68 |
Итоговый урок: «Что
нового мы узнали за год»
|
|
Выставка проектов |
Обобщение и систематизация знаний и умений. |
Программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений для начальных классов 1-4 Министерства Народного Образования» и утверждена на заседании методического объединения учителей начальных классов школы.
Методическая литература и учебники:
1.
Государственная образовательная программа РФ.
2. Геронимус Т.М. «Маленький мастер». Учебник по трудовому обучению. 3 класс. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА – АО «Московские учебники», 2008.
3. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. Рабочая тетрадь по трудовому обучению. 3 класс. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА – АО «Московские учебники», 2008.
4. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием. Методические рекомендации для учителей 1-4 классов. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2000.
5. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. – М. 2007.
6. Трудовое обучение. 3 класс: Поурочные планы по курсу « Школа мастеров», авт. сост. Геронимус Т.М., Лебедева Е.Г. – Волгоград: Учитель, 2005.