Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

 

Основу рабочей программы составляют следующие документы:

1.Государственный стандарт общего образования;

 2. Программа по русскому языку для образовательных школ, гимназий, лицеев. Авторы программы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ. – Москва: «Просвещение», 2009.

3. Русский язык: учеб. для 9 класса общеобразовательных учреждений / (, Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская,  и др.). – М.: Просвещение, 20010.

 

       Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

·           воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

·           совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

·           освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

·           формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане -  в IX классе – 70 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Раздел II. Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Международное значение русского языка

1

 

 

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

5

1

2

Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения

1

 

 

Союзные  сложные предложения

6

 

 

Сложносочиненные предложения

3

1

2

Сложноподчиненные предложения

19

3

5

Бессоюзные сложные предложения

6

1

2

Сложные предложения с различными видами связи

5

1

2

Общие сведения о языке

3

 

1

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

4

1

2

 

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Международное значение русского языка (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (5 ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения (1 ч)

Союзные сложные предложения (6ч.)

Сложносочиненные предложения (3 ч + 2 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (19 ч + 5 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (6 ч + 2 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (5 ч + 2 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (3ч.)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (4 ч + 2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки выпускников за курс  основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать

изученные разделы науки о языке;

смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

адекватно понимать информацию устного сообщения;

читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Система условных обозначений:

к о м п е т е н ц и и:  Я – языковая и лингвистическая (языковедческая);    К – коммуникативная;          Р – рефлексивная;    ЛС – личностное саморазвитие;  ЦО – ценностно-ориентационная;  СП – смысло-поисковая;     КВ – культуроведческая;

у р о в н и   о с в о е н и я: – продуктивный,

                                            – исследовательский,

         –творческий.

 


п/п

Система уроков

Тип урока

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Дата

 

Компетенции

 

Учебно-познавательная

Информационная

 

 

 

Базовый уровень

Продвинутый уровень

 план

факт

 

1

2

3

4

5

6

8

9

 

1

Международное значение русского языка

Цель: дать понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы

Урок усвоения новых знаний

Знать основные средства художественной изобразительности, находить их в тексте.
(К)

Продуктивный  

 

Уметь использовать ИВС в текстах собственного сочинения.
(К)

Творческий

Анализ, выбор,  использование выразительных средств языка

5.09

 

 

2

Фонетика и орфография .Лексика и орфография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторительно-обобщающий

Знать Звуки русского языка, их классификация.   Смыслоразличительная роль звука.   Орфоэпические нормы и нормы письма

Использовать алфавит в практической деятельности, уметь опознавать орфограм­мы, выбор которых зависит от фонетических условий

(К)

Продуктивный 

Знать. Употребление слов в ре­чи в зависимости от лек­сического значения. Ос­новные способы объяс­нения лексического зна­чения.

(К)

Продуктивный  

Уметь делать по плану со­общение о звуках речи, об особенностях произношения гласных и согласных звуков; из вариантов ударения вы­брать правильный, соотносить звук и букву на письме, выра­зительно читать тексты, оце­нивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, производить элемен­тарный звуковой анализ тек­ста.

(К)

Творческий

Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, производить синонимическую замену слов, Презентация Power  Point употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы

(К)

Творческий

Анализ, выбор, использование выразительных средств синтаксиса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплексный ана­лиз текста

7.09

 

 

3

РР Сжатое изложение: приемы сжатия текста

Урок усвоения новых знаний

Знать приемы сжатия текста( упрощение, исключение, обобщение).

Уметь производить композиционно-содержательный анализ текста, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фик­сировать основные факты

(К)

Продуктивный  

Уметь воспринимать текст на слух, определять вырази­тельные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении

(К)

Творческий

 

12.09

 

 

4

РР Сжатое изложение: приемы сжатия текста

Урок усвоения новых знаний

Знать приемы сжатия текста( упрощение, исключение, обобщение).

Уметь производить композиционно-содержательный анализ текста, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фик­сировать основные факты

(К)

Продуктивный  

Уметь воспринимать текст на слух, определять вырази­тельные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении

(К)

Творческий

 

14.09

 

 

5

Морфемика. Словообразование.

Повторительно-обобщающий

 Знать морфемы,  передающие информацию   о   слове Определение ос­новных способов слово­образования. Правописа­ние морфем с опорой на морфемно-словообразо-вательный анализ

)

Продуктивный  

Уметь использовать морфемный и словообразо­вательный анализ слов для правильного правописания, производить

(К)

Творческий

Комплексный ана­лиз текста

19.09

 

 

6

Морфология.

Повторительно-обобщающий

Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфо­граммы, выбор которых зависит от морфологи­ческих условий

Уметь распознавать изучен­ные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использовать в речи, соблюдая нормы, делать пра­вильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий

Комплексный ана­лиз текста

21.09

 

 

7

Словосочетание. Синтаксис и пунктуация простого предложения

Повторительно-обобщающий

Знать опознавательные  признаки словосочетания , предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.

Уметь анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления

в речи. правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления

в речи. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь использовать в речи основные выразительные средства синтаксиса. производить синтаксический разбор простых предложений, использовать в речи основные выразительные средства синтаксиса.
(Я), (К)

Продуктивный.

Творческий

Анализ, выбор, использование выразительных средств синтаксиса

26.09

 

 

8

9

Контрольный диктант

И его анализ

Урок контроля

 

 

 

28.09

3.10

 

 

 

10

 

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.

Цель: научить отличать сложное предложение от простого, различать основные виды сложных  предложений, закрепить умение ставить знаки препинания в сложном предложении

 

Повторительно-обобщающий урок

 

Знать признаки сложных предложений.

Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.
(Я)

Продуктивный

 

Уметь создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи. (К)

Исследовательский

 

Использование для решения познавательных задач справочных пособий по русскому языку

 

 

5.10

 

11-12

Союзные сложные предложения.

Цель: научить отличать сложное предложение от простого, различать основные виды сложных  предложений, закрепить умение ставить знаки препинания в сложном предложении

 

Повторительно-обобщающий урок

Знать основные группы СП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте СП и производить их пунктуационный разбор.
(Я)

Продуктивный

Уметь создавать тексты-повество-вания с использованием в них СП различных групп. (К)

Творческий

Создание текста определенного функционально-смыслового типа

10.10

12.10

 

13

Бессоюзные сложные предложения

Цель: различать основные виды сложных  предложений, закрепить умение ставить знаки препинания в сложном предложении

Повторительно-обобщающий урок

Знать основные группы СП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте СП и производить их пунктуационный разбор.
(Я)

Продуктивный

Уметь создавать тексты-повество-вания с использованием в них СП различных групп. (К)

Творческий

Создание текста определенного функционально-смыслового типа

17.10

19.10

 

14

Знаки препинания в сложных предложениях

Цель: научить отличать сложное предложение от простого, различать основные виды сложных  предложений, закрепить умение ставить знаки препинания в сложном предложении

Повторительно-обобщающий урок

Уметь производить лингвистический анализ текста с точки зрения синтаксиса СП.
(Я)

Продуктивный

Уметь определять (находить) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в СП, при анализе давать интерпретацию языковых явлений

Использование для решения познавательных задач справочных пособий по русскому языку, в том числе в электронном варианте

24.10

 

 

15

РР. Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект Цель: дать понятие об тезисах, конспекте, научить составлять тезисы и конспект

Урок усвоения новых знаний

Знать отличительные черты тезисов, конспекта  как  основных видов информационной переработки текста

Уметь составлять тезисы, конспект текста

. (К)

Творческий -

Уметь составлять тезисы, конспект текста

 Творческий. (К)

Создание письменных высказываний, адекватно передающих информацию с заданной степенью свернутости

26.10

 

16

Сложносочиненное предложение (ССП).

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.

Цель: расширить знания учащихся о сложносочиненном предложении (о союзах и их значениях в этих предложениях)

Урок усвоения новых знаний

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.
(Я)

Продуктивный

Уметь создавать тексты-повество-вания с использованием в них ССП различных групп. (К)

Творческий

Создание текста определенного функционально-смыслового типа

7.11

 

 

17

Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом.

Цель: сформировать понятия

об особенностях структуры ССП

с общим второстепенным членом

Урок усвоения новых знаний

Уметь находить в тексте ССП с общим второстепенным членом, производить их пунктуационный и синтаксический разбор. (Я)

Продуктивный

Уметь видеть выразительные возможности ССП с общим второстепенным членом  и употреблять их в речи. (К)

Творческий

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

9.11

 

18

19

 

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Сложносочиненное предложение”и его анлиз.

Цель: выявить уровень усвоения темы, сформированность навыков в постановке знаков препинания, пунктуационного и синтаксического разбора

Урок контроля

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. (Я)

Продуктивный

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

14.11

 

 

20

РР Сочинение на лингвистическую тему / по материалам ГИА/

Цель: познакомить с критериями оценивания части С2 экзаменационной работы, формирование навыка написания сочинения на лингвистическую тему.

Урок развития речи

Знать основные элементы написания сочинения на лингвистическую тему

Уметь создавать текст на заданную тему, находить примеры данного явления в тексте.(К), (ЛС)

Творческий

Уметь редактировать написанное. (К)

Творческий

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

 

 
16.11

 

21

Сложноподчиненное предложение

Строение сложноподчиненных предложений (СПП).

Цель: углубить понятие о СПП, средствах связи главного предложения с придаточным, упражняться в расстановке знаков препинания, в составлении схем СПП, употреблении в речи

Урок усвоения новых знаний

Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным.

Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП. (Я)

Продуктивный

Уметь составлять мини-тексты (рассуждения), используя в них СПП. (К)

Творческий

Создание текста определенного функционально-смыслового типа

21.11

 

 

22

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

Цель: упражняться в различении союзов и союзных слов, совершенствовать пунктуационные навыки и навыки синтаксического разбора СПП

Урок усвоения новых знаний

Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи.
(Я), (К)

Продуктивный

Уметь составлять мини-тексты (рассуждения), используя в них СПП.
(К)

Творческий

Создание текста определенного функционально- смыслового типа

23.11

 

 

23

24

Развитие речи:  сжатое изложение

Цель: совершенствовать навыки сжатого изложения текста

 

Урок развития речи

Уметь составлять план, определять тип  и стиль речи текста, сжато его излагать
(К), (ЛС)

Творческий

Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. (К), (ЛС)

Творческий

План как вид информационной переработки текста. Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Написание сочинения

28.11

30.11

 

 

25

Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

Цель: учить находить в предложении указательные слова, определять, ко всему предложению или к слову относятся придаточные предложения

Урок усвоения новых знаний

Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии

с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение,  и задавать от него вопрос. (Я)

Продуктивный

Уметь выделять (находить) средства связи в ССП, анализировать языковые явления, определять тип связи между предложениями

Приведение примеров, подбор аргументов

5.12

 

 

26

27

СПП с несколькими придаточными. Тренинг заданий  ГИА

 

Цель: дать понятие о последовательном, однородном и параллельном подчинении, упражняться в составлении схем, синтаксическом разборе, формировать умение использовать в речи данных СПП

Урок усвоения новых знаний

Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор. (Я)

Продуктивная

Уметь создавать мини-тексты описательного характера с употреблением в них СПП с несколькими придаточными.
(К)

Творческая

Создание текста определенного функционально-смыслового типа

7.12

 

 

28

РР. Рецензия на книгу. Подготовка к домашнему сочинению-рецензии.

Цель: дать понятие о рецензии, подготовить к домашнему сочинению-рецензии

Урок развития речи

Знать отличительные особенности рецензии как жанра.

Уметь отбирать литературный материал в соответствии с учебной задачей, создавать текст в жанре рецензии.
(К), (ЛС)

Творческий

Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. (К), (ЛС)

Творческий

Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

12.12

 

 

 

 

29

30

Виды придаточных предложений. Определительные придаточные.

Цель: дать понятие о видах придаточных предложений и отличительных особенностях придаточных определительных; совершенствовать пунктуационные навыки, умение использовать в речи СПП

с придаточными определительными

Урок усвоения новых знаний

Знать виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными определительными.

Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь производить анализ изучаемых, синтаксических единиц с т. з. уместности их употребления в тексте, употреблять в собственном высказывании синонимичные данным синтаксические конструкции.
(Я), (К)

Исследовательский

Выбор, анализ

и использование выразительных средств синтаксиса в соответствии с коммуникативной задачей

14.12

19.12

 

 

31

 

Придаточные изъяснительные

Цель: показать особенности структуры этих предложений, совершенствовать пунктуационные навыки и навыки разбора по членам предложения, умение использовать их в речи

Урок усвоения новых знаний

Знать особенности структуры СПП с придаточными изъяснительными.

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь создавать мини-повествова-ния с использованием в них СПП

с придаточными изъяснительными. (К)

Творческий

Создание письменных высказываний. Выбор

и использование выразительных средств синтаксиса в соответствии с коммуникативной задачей

21.12

 

 

 

32

33

Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ.

Цель: выявить уровень усвоения темы, сформированность навыков постановки знаков препинания и навыков синтаксического разбора

Урок контроля

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. (Я)

Продуктивный

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

26.12

28.12

 

 

34

 

Придаточные обстоятельственные.

Цель: показать особенности структуры этих предложений, совершенствовать пунктуационные навыки и навыки синтаксического разбора

Урок усвоения новых знаний

Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными.

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. (Я), (К) Продуктивный

Уметь создавать мини-повествова-ния с использование в них СПП с придаточными обстоятельственными.  (К) Творческий

Создание письменных высказываний. Выбор

и использование выразительных средств синтаксиса в соответствии с коммуникативной задачей

16.01

 

 

35

 

 

 

 

 

 

Сложноподчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными вре­мени и места

Цель: показать особенности структуры этих предложений, совершенствовать пунктуационные навыки и навыки синтаксического разбора

Урок закреп­ления изучен­ного

Уметь употреблять СПП с придаточными места и вре­мени, производить синтакси­ческий, пунктуационный раз­бор, выразительно читать, употреблять в речи, находить в текстах художественных произведений,сопоставлять с определительными прида­точными с союзными словами «где», «откуда», «куда»( Я), (К) Продуктивный

Уметь создавать мини-повествова-ния с использование в них СПП с придаточными обстоятельственными.  (К) Творческий

Создание письменных высказываний. Выбор

и использование выразительных средств синтаксиса в соответствии с коммуникативной задачей

18.01

 

 

36

Сложноподчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными при­чины, следствия, условия

Цель:  показать  структуру СПП с прида­точными условия, при­чины, следствия и их отличие от других ви­дов, стилистические особенности     союзов, связывающие х    прида­точные предложения с главным, совершенствовать  навык постановки знаков препинания в СПП.

 Урок закреп­ления изучен­ного

Уметь опознавать СПП с при­даточными причины, следст­вия, условия по характеру смысловой связи между час­тями, значению подчинитель­ных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с придаточными причи­ны и следствия, выявлять общее

( Я), (К) Продуктивный

Уметь  выполнять синтаксический, пунктуационный разбор. Включать условные    конст­рукции в рассуж­дение на задан­ную тему

(К) Творческий

Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств синтаксиса в соответствии с коммуникативной задачей

23.01

 

 

37

Сложноподчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными уступки, цели

Цель: показать  структуру СПП с прида­точными уступки, цели  и их отличие от других ви­дов, стилистические особенности     союзов, связывающих     прида­точные предложения с главным, совершенствовать  навык постановки знаков препинания в СПП.

Урок за­крепле­ния изу­ченного

 Знать средства связи прида­точного с главным.

Уметь опознавать СПП с при­даточными цели и уступки по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, ставить зна­ки препинания в СПП с придаточными уступки, цели

( Я), (К) Продуктивный

Уметь конст­руировать предложения с эти­ми видами придаточных, выра­зительно читать, употреблять в речи, производить синоними­ческую замену, выявлять об­щее между СПП с придаточ­ным уступительным и ССП с противительными союзами и стилистические смысловые различия между ними

(К) Творческий

Конст­руирование пред­ложений

Выбор, анализ

и использование выразительных средств синтаксиса в соответствии с коммуникативной задачей

25.01

 

 

38

Сложноподчинен­ные пред­ложения с придаточ­ными сравни­тельными, образа действия, меры, степени

Цель: показать  структуру СПП с прида­точными сравнительными, образа действия, мкры, степени  и их отличие от других ви­дов, стилистические особенности     союзов, связывающих     прида­точные предложения с главным, совершенствовать  навык постановки знаков препинания в СПП.

Урок закреп­ления изучен­ного

Знать средства связи главно­го предложения с при­даточным. Синтаксиче­ские  нормы.   Отличие СПП   с   придаточным сравнительным и про­стых  предложений   со сравнительным  оборо­том.     

Значение   сравнитель­ных конструкций в речи

 

(К) Продуктивный

Уметь опознавать СПП с при­даточными образа действия, степени, сравнения по харак­теру смысловой связи между частями, значению подчини­тельных союзов, отличать СПП с придаточными сравне­ния от простых со сравни­тельным оборотом, оцени­вать роль придаточных об­раза действия, степени и сравнения в художественных текстах, конструировать предложения данной конст­рукции и употреблять в речи

(К) Творческий

Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств синтаксиса в соответствии с коммуникативной задачей

30.01

 

 

39

40

Обобщение изученного по теме “Сложноподчиненное предложение» Тренинг заданий  ГИА

 

Цель: обобщить изученное, совершенствовать навыки пунктуационного и синтаксического разбора, употребления в речи СПП

 

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. з. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка. (Я)

Продуктивный

Уметь создавать устные и письменные монологические высказывания на нравственно-этические темы

с использованием СПП. (К), (ЛС)

Творческий

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. Создание письменных и устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств синтаксиса в соответствии с коммуникативной задачей

1.02

6.02

 

 

41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42

Контрольная  работа по теме “Сложноподчиненное предложение”( по материалам ГИА по русскому языку).

Цель: выявить уровень сформированности навыков постановки знаков препинания в СПП, синтаксического разбора СПП

Анализ и коррекция контрольной работы по теме “Сложноподчиненное предложение”( по материалам ГИА по русскому языку).

 

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. (Я)

Продуктивный

 

 

 

 

 

 

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. (Я)

Продуктивный

Уметь осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценку выполненной работы

 

 

 

 

 

Уметь осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценку выполненной работы

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

13.02

 

 

 

 

 

 

15.02

 

 

43

РР: Сочинение -рассуждение”( по материалам ГИА по русскому языку).

Цель: совершенствовать навык сочинения –рассуждения по предложенному тексту

 

Уметь составлять план, определять тип  и стиль речи текста,  отвечать на вопрос задания (сочинении-анализ).
(К), (ЛС)

Творческий

Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. (К), (ЛС)

Творческий

План как вид информационной переработки текста. Адекватное восприятие текста Написание сочинения в соответствии с целью учебного задания.

20.02

 

 

44

РР. Стили речи. Разговорный стиль.

Цель: познакомить с отличительными особенностями разговорного  стиля, его жанрами и использованием  в речи

 

Знать  отличительные особенности разговорного стиля речи, его основные жанры (рассказ, беседа, спор).

Уметь создавать диалоги

и монологи  с использованием разговорного стиля речи. (К)

Творческий

Уметь понимать и анализировать художественную роль разговорного стиля в произведениях художественной литературы. (К), (Р)

Исследовательский

Владение монологической  и диалогической речью.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

22.02

 

 

45

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП.

Цель: повторить основные признаки БСП, отработать прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП; отработать пунктуационные навыки, навыки синтаксического разбора

Урок усвоения новых знаний

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. (Я)

Продуктивный

Уметь находить

в тексте БСП и определять их художественную роль, выразительные возможности.

(Я), (Р)

Исследовательский

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

27.02

 

 

46

Двоеточие в БСП.

Цель: изучить правила постановки двоеточия в БСП и сформировать соответствующий пунктуационный навык

Урок усвоения новых знаний

Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. (Я)

Продуктивный

Уметь находить

в тексте БСП и определять их художественную роль, выразительные возможности. (Я), (Р)

Исследовательский

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

6.03

 

 

47

Тире в БСП.

Цель: изучить правила постановки тире в БСП, сформировать соответствующий пунктуационный навык, навык синтаксического разбора

Урок усвоения новых знаний

Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. (Я)

Продуктивный

Уметь создавать мини-тексты художественного стиля с использованием выразительных возможностей БСП.
(К)

Творческий

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Создание письменных высказываний. Выбор

и использование выразительных средств синтаксиса в соответствии с коммуникативной задачей

13.03

 

 

48

Обобщающее повторение  пунктуационных норм в БСП. Тренинг заданий  ГИА

 

Цель: упражняться в постановке знаков препинания в БСП

Повторительно-обобщающий урок

Уметь соблюдать нормы постановки запятой, точки

с запятой, двоеточия и тире в БСП. (Я)

Продуктивный

Уметь анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые единицы, явления, средства связи; систематизировать и обобщать изученное.

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ, самооценку выполненной работы

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

15.03

 

 

49

50

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “БСП”и его анализ.

Цель: выявить уровень сформированности навыков постановки знаков препинания, синтаксического разбора

Урок контроля

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. (Я)

Продуктивный

Уметь производить самоанализ ошибок, осуществлять самостоятельную работу по их исправлению

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

17.03

22.03

 

 

 

51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52

 

РР.Научный и официально-деловой стили речи.

Цель: познакомить с отличительными особенностями стилей; упражняться в написании деловых бумаг

 

 

 

 

РР. Публицистический и художественный стили речи.

Цель: познакомиться с отличительными особенностями стилей;

с жанрами публицистики, с изобразительно-выразительными средствами художественного стиля

 

Урок развития речи

Знать отличительные особенности научного и официально-делового стилей речи, их основные жанры (отзыв, реферат, выступление; расписка, заявление).

Уметь создавать тексты этих стилей и жанров. (К)

Творческий

 

Знать отличительные особенности публицистического и художественного  стилей речи,  основные жанры публицистического стиля (выступление, очерк).

Уметь создавать тексты этих стилей и жанров, используя ИВС, осуществлять речевой самоконтроль, участвовать в речевом общении. (К)

Творческий

 

Уметь создавать доклад, статью (научный стиль речи), доверенность, резюме (официально-деловой стиль речи).
(К)

Творческий

 

 

Уметь создавать статью, интервью, участвовать в дискуссии (публицистический стиль), осуществлять речевой самоконтроль, анализировать художественный текст с т. з. роли ИВС в идейно-художественном содержании произведения.
(К)

Творческий

Анализ текста

с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров

 

 

 

 

 

 

Анализ текста

с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров.

Умение вступать в речевое общение

27.03

 

 

53

Сложные предложения с разными видами связи

Цель: дать понятие о сложных предложениях с разными видами связи; начать отработку пунктуационных навыков

 

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях. (Я)

Продуктивный.

Знать средства, подкрепляющие смысловые отношения, объединяющие СП Уметь анализировать трудные случаи языковых явлений.

Подбор аргументов, формулирование выводов, применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания

3.04

 

 

54

55

Сложные предложения с разными видами связи. Тренинг заданий  ГИА

 

Цель: познакомить учащегося

с особенностями пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью, имеющих общее придаточное предложение; закрепить правила постановки знаков препинания, синтаксического разбора, употребления в речи

 

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи.
(Я)

Продуктивный

Уметь производить лингвистический анализ текста, в т. ч. с т. з. синтаксиса сложного предложения с разными видами связи, создавать мини-тексты повествовательного характера с элементами описания, употребляя в них сложные предложения с разными видами связи.
(Я), (К), (ЛС)

Поисковый.

Творческий

Подбор аргументов, анализ, формулирование  выводов, применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания и употребления в речи

5.04

10.04

 

 

56, 57

Урок-зачет по теме “Сложное предложение” с использованием материалов ГИА

Цель: выявить уровень усвоения темы “Сложное предложение” с точки зрения знания теории, приобретения пунктуационных навыков, навыков синтаксического разбора, лингвистического анализа текста, правильного употребления в речи

 

Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений

с разными видами связей.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор. (Я)

Продуктивный

Уметь производить лингвистический анализ текста, создавать тексты разных стилей и жанров с употреблением в них разных видов сложных предложений.
(Я) (К)

Исследовательский.

Творческий

 

12.04

 

 

58

59

РР. Сжатое изложение  / по материалам ГИА/ Цель: совершенствовать навык сжатого изложения 

 

Уметь составлять план, определять тип  и стиль речи текста, сжато его излагать
(К), (ЛС)

Творческий

Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. (К), (ЛС)

Творческий

План как вид информационной переработки текста. Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в сжатом виде в соответствии с целью учебного задания.

17.04

 

 

60

Роль языка в жизни человека

и общества.

Цель: помочь осознать основные функции языка в обществе, научить составлять конспект, пользоваться дополнительными источниками информации

 

Знать основные функции языка в обществе.

Уметь составлять конспект текста о роли языка в жизни человека и  общества. (Я)

Продуктивный

Уметь отбирать нужный по теме материал, используя дополнительные источники информации, делать сообщения.
(Я), (К), (Р)

Исследовательский

Составление конспекта.

Использование для решения познавательных  и коммуникативных  задач различных источников информации

19.04

 

 

61

Язык как развивающееся

явление.

Цель: помочь увидеть и вспомнить конкретные примеры тесной взаимосвязи развития общества

и языка

 

Знать: русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари

Уметь  использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию.

(Я), (К)

Исследовательский

Знать о лексических  и фразеологических  новациях последних лет

Уметь, пользуясь справочной литературой, готовить доклад, статью.

(Я), (К)

Исследовательский

Составление доклада, статьи.

Использование для решения познавательных и коммуникативных  задач различных источников информации

24.04

 

 

62

Русский язык в современном мире.

Цель: дать понятие о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения, о величии и общепризнанности русского языка

 

Знать о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения, о величии и общепризнанности русского языка. (К)

Продуктивный

Знать краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах, лингвистические новации последних лет; понимать необходимость бережного, сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности

Составление конспекта.

Использования для решения познавательных  и коммуникативных  задач различных источников информации

26.04

 

 

63

64

РР Контрольная работа по материалам ГИА (сжатое изложение и сочинение)

 

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. (Я)

Продуктивный

Уметь осуществлять речевой самоконтроль, оценивать выполненную письменную работу с т. з. ее правильности, находить грам-матические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

3.05

 

 

65

Фонетика. Морфемика. Словообразование. Орфография. Тренинг заданий  ГИА

Цель: систематизировать знания по фонетике, морфемике и словообразованию повторить орфографию этих разделов

 

Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы ;виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов..

Уметь применять знания

по фонетике в практике правописания и говорения.
(К)

Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания. (Я)

 

Продуктивный

Знать основные выразительные средства фонетики, словообразования.

Уметь применять их в собственной речевой практике, оценивать собственную и чужую речь с т. з. орфоэпических норм. (К)

Продуктивный

Анализ текста и устного высказывания, текста с т. з. морфемики  и словообразования

Умение вступать в речевое общение

8.05

 

 

66

Морфология. Тренинг заданий  ГИА

 

Цель: систематизировать знания об этих частях речи, повторить орфографию

 

Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль основные морфологические нормы русского литературного языка.

Уметь применять знания

по морфологии в практике правописания.

Продуктивный

Знать основные выразительные средства морфологии.

Уметь применять их на письме и в собственной речевой практике. (К)

Продуктивный

Анализировать текст с т. з. морфологических норм русского литературного языка.

Умение вступать в речевое общение

15.05

 

 

67

Синтаксис простого предложения. Пунктуация. Тренинг заданий  ГИА

 

Цель: систематизировать знания о простом предложении, повторить пунктуацию

 

Знать опознавательные  признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения,  односоставные предложения, однородные и обособленные члены

предложения, обращения

и вводные слова.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления

в речи. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь производить синтаксический разбор простых предложений, использовать в речи основные выразительные средства синтаксиса.
(Я), (К)

Продуктивный

Творческий

Анализ, выбор, использование выразительных средств синтаксиса

17.05

 

 

68

 

Тренинг  по выполнению тестовых заданий версии ГИА

 

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. (Я)

Продуктивный

Уметь осуществлять речевой самоконтроль, оценивать выполненную письменную работу с т. з. ее правильности, находить грам-матические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

22.05

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения.

 

1. Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 кл./под редакцией М.Т. Баранова, Т.А Ладыженской – М.:  «Просвещение», 2009.

2. Тематическое планирование. Русский язык и литература (компакт-диск) – изд-во

«Учитель», 2007. www/uchitel-izd.ru

3. Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 – 9 класса.

4. Мультимедийные пособия.

   Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

   Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 9 класс. 

   Обучение сочинениям. Развитие речи. 5 – 11 классы. (компакт-диск) – изд-во «Учитель», 2007. www/uchitel-izd.ru

   Русский язык. 8 – 9 класс (карточки). (Компакт-диск) – изд-во «Учитель», 2007. www/uchitel-izd.ru

   Фраза. Программа – тренажёр по русскому языку для 1 – 9 классов.

 

5. Русский язык. 7 – 9 классы. Индивидуальный контроль знаний: карточки-задания / сост. С.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

6. Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы) . 9 класс / сост. Л.Н.Ситникова.  – Волгоград: Учитель, 2007.

7. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. – М.:  ТЦ «Сфера», 2010.

8. Малюшкин А.Б., Айрапетова С.Г. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 9 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.

9. Иванова С.Ю. Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. – Самара: ОФОРТ, 2010.

10. Егораева Г.Т. ГИА. 9 класс. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2010.

 

Учебники:

1. Русский язык: 9 кл./ Бархударов С.Г., С.Е. Крючков и др. – М.: Просвещение, 2010.

 

Дополнительная литература:

1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку в 9 классе. – М.: Просвещение, 2009.

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. Поурочные разработки. –

М.: Просвещение, 2002.

3. Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык. 9 класс. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2011 г.

4. Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 9 классе.  – М.: Просвещение, 2010 г.